Общество

10:17, 19 апреля 2021

Учитель

«Построить дом, посадить дерево, воспитать сына» – в наши дни звучит практически как программа-максимум.

Построить храм, сохранить родословное древо - память целого района, воспитать патриотами несколько сотен мальчишек и девчонок? Это вам к Виктору Петровичу – как въезжаете в село, так прямо и налево до школы…

Детям, воспитанным Виктором Гороховым за 43 года преподавания, счет идет на сотни лишь потому, что учеников в средней школе № 27 села Бахметьево Богородицкого района по понятным причинам немного. В самом-то селе на сегодня насчитывают всего около четырехсот жителей.

В сельской школе отдельный педагог на каждый предмет – непозволительное расточительство, и Виктор Петрович здесь не только историк, но и преподаватель музыки, технологии и ИЗО. Три года успевал еще и по совместительству закрывать вакансию физрука в соседней школе, когда надо было коллег выручать…

Впрочем, Почетного работника общего образования РФ Виктора Горохова такое положение дел нисколько не печалит. В Бахметьево он родился, вырос и, получив два образования, сознательно и с охотой вернулся в село. Дети везде дети. А прикладной науке, по убеждению самого Виктора, здесь даже больше простора.

Любимая археология быстро обрела практическое воплощение в поисково-краеведческой работе, в которую Горохов азартно углубился сам, сумел «заразить» односельчан и увлечь учеников. Менялись поколения школьников, но продолжались краеведческие экспедиции, собиравшие сведения о земляках - участниках Великой Отечественной войны. Сначала в Бахметьево, потом по соседним селам и, наконец, расширив зону поиска до всего муниципалитета.

Параллельно разрастался школьный музей, содержимое самодельных витрин которого, собранное краеведами в Бахметьево и окрестностях, сегодня составит предмет белой зависти солидных выставочных пространств. Вот рукописные молитвослов и тропарь, ориентировочно, XVIII века; вызолоченные пуговицы с гербом Тулы от парадного мундира тайного советника Петра Бибикова; монеты из местного клада, чеканенные в 1764-1792 годах. Вот источенный ржавчиной клинок с сохранившейся замысловатой гардой, древняя керамика, кованые украшения, наконечники копий и стрел, каменные молотки, обработанные, судя по всему, без применения металла… Более чем солидный возраст многих экспонатов с точностью не определен – нет у школьного музея пока возможности получить заключение специалистов.

Новейшая история

Истовая краеведческая работа закономерно должна была однажды перерасти рамки школьного музея. А переросла в результате и стены школы, и границы села.

В этой истории все сплелось настолько тесно, что трудно уже определить отправную точку. Сам Виктор Горохов ведет условный отсчет событиям с конца восьмидесятых годов прошлого века. Тогда село Бахметьево вместо того, чтобы обрести памятник защитникам Отечества, лишилось единственного в округе храма.

Конечно, здание бывшей церкви Владимирской Пресвятой Богородицы постройки середины XVIII века к тому моменту статуса храма уже не имело. В 1935 году в бывшей церкви, лишившейся куполов, организовали машинно-тракторную станцию. А колокольню, «стоящую на пути прогресса», то есть техники въезжающей на территорию, вовсе снесли.

Обезглавленный храм-мастерская простоял до конца семидесятых. Пока руководство местного колхоза имени Ленина не решило, что в селе необходимо возвести мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Лучшего места, чем земля под многострадальной церковью, не придумали. Да и прекрасный вид на растущий населенный пункт «буржуйские развалины» загораживали.

В 1978 году храм был взорван, и…

Ничего не последовало.

Тогдашний председатель колхоза имени Ленина пригласил в Бахметьево архитекторов. Те осмотрели место, где предполагалось разместить памятник, вернулись с проектом (аж на 250 тысяч рублей смета – серьезные по тем временам деньги!), обсудили его, наметили сроки строительства… Но тут между сторонами «пробежала кошка».

Что именно не поделили приезжие с председателем, уже не важно, только прошел год, за ним минули второй и третий, а к постройке памятника так никто и не приступил.

А там – пресловутые «лихие девяностые», развал колхоза в 2005 году… Не до памятников.

- Но к тому моменту мы помощи ни от кого уже и не ждали, - рассказывает Виктор Горохов. - К этому времени мы с детьми в рамках краеведческой работы собрали уже солидный объем информации о погибших на фронтах Великой Отечественной земляках. И начали реставрировать фундамент старой Владимирской церкви. Так и создавали параллельно храм и мемориал… Конечно, надо было четко понимать пределы своих возможностей. Финансовой помощи ждать было неоткуда, а за один только проект будущего памятника проектные конторы в Туле и области запрашивали от 50 тысяч рублей. И что делать? Тогда я сам его «взял на карандаш»…

Работа над ошибками

Поначалу решили увековечить уже собранные имена бахметьевских фронтовиков – на тот момент в распоряжении школьных краеведов их было около сотни. В центре мемориала наметили установить памятную стелу «Павшим защитникам Отечества от благодарных односельчан», по сторонам разместить две гранитные плиты с именами. На втором этапе, после сбора новой информации, мемориал планировалось расширить.

- Была составлена смета расходов и выбрано место под памятник – в центре села, рядом с Домом культуры. Заручились поддержкой местной администрации, глава Богородицкого района проект первого этапа одобрил и распорядился выделить из бюджета районной администрации – точно помню – 12 тысяч 800 рублей. Этого нам должно было хватить на закупку строительных материалов. А к работе по строительству памятника мы с самого начала планировали привлечь жителей села. Ни копейки на это не израсходовали.

Как только выделенные администрацией деньги были получены, за работу взялись пятеро старшеклассников местной школы. Вызвались в свободное от занятий время помогать с разметкой фундамента и выемкой грунта.

- Это было в начале апреля, весенняя земля оказалась глубоко промерзшей, и парни ломами разбивали «мерзлоту» и двадцатисантиметровый слой строительного щебня. Почти целую неделю занимались только выемкой земли. Любопытные жители села, проходя мимо, спрашивали, что, мол делаете ребята? Те отвечали: «Окопы роем»! Но шутки шутками, а, глядя на подростков, взрослые тоже начали помогать. Один вызвался на сварочные работы – укрепил металлические стойки, другой сделал кирпичную кладку от нулевой отметки фундамента. Нашелся и спец-гравировщик: житель Богородицка Николай Докучаев, работая в селе безвыездно целую неделю, нанес на гранитные плиты имена погибших воинов, а на центральной стеле выбил надписи, звезду и каску с цветами. Присоединились и другие добровольные помощники: транспортировали плиты из школьной мастерской, установили, укрепили на стойках… 8 мая, буквально через полчаса после того, как мы все закончили, начался весенний дождь, и лил целую ночь. А утром у еще влажных, «заплаканных» плит собралось, кажется, все село. И мы поняли – все правильно делаем, нужно продолжать. Мы почувствовали свою силу.

Надейся и не плошай

Почти десять лет продолжалась работа, сама идея которой иному показалась бы утопической. Собирать информацию о погибших земляках становилось все сложнее: с каждым годом все меньше оставалось очевидцев войны, а их потомки целыми семьями перебирались из сел в города… Зато готовых помочь становилось все больше.

- Нас поддержал «Богородицкий альянс», и уже новому главе администрации МО Бахметьевское легла на стол вторая часть проекта памятника. Еще три гранитных плиты вместили 170 имен, а у центральной стелы должна была появиться символическая скульптура, - рассказывает Виктор Горохов, снова взявший на себя проектирование. - Сначала я думал, что это будет фигура крестьянки. Но скоро от этого проекта отказался, и вот почему…

В том самом храме – утраченном и восстановленном усилиями бахметьевцев, справа от алтаря был захоронен в 1880 году титулярный советник Михаил Павлович Болотов – внук Андрея Тимофеевича Болотова и отец схимонахини Софии, причисленной к лику святых. Их родовая усадьба стояла тогда в девятистах метрах от Бахметьева.

За чудом и исцелением к святой преподобной Софии, духовной дочери Амвросия Оптинского, первой настоятельнице Шамординской обители и спустя век после ее смерти идут прихожане. И Виктор Горохов поехал в Шамордино.

- Написал записочку: «Матушка, София, помоги построить храм!», помолился, встал тихонько у образа, - рассказывает учитель. - Не знаю, почему меня выделила из других пожилая монахиня. Подошла, спросила, что меня беспокоит? А выслушав, говорит: «Иди к Матушке». «Так я же был, - говорю, - записочку написал…» А она: «Не там ты был. Иди за мной, тебе можно». И манит рукой в арочный проем за красной лентой. А там – рака с мощами святой. Вот там я снова помощи и просил… А примерно через месяц в село вернулась бывшая местная жительница, много лет назад ушедшая в монастырь – не в Шамординскую обитель, за сотни километров от нее. Ну никак она не могла про эту ситуацию знать! Только увидела меня и вместо приветствия спрашивает: «А почему ты храм не строишь?» Я растерялся, лепечу, мол, у меня ни денег, ни людей, ни техники… «Начинай, - говорит, - а Господь все устроит». Это все настолько непостижимо было для меня, что я поверил и начал. Точнее, продолжил то, что, казалось, уже не сдвинуть.

Первый шаг был сделан за год до этого. Учитель сумел сделать будущее строительство делом общественным: предложил ученикам опросить родных, соседей – нужен ли селу храм и согласны ли они посильно участвовать в его возрождении?

- Не припомню никого, кто бы отказался, - продолжает Виктор. - И мы начали сбор денег. Кто 10 рублей принес, кто 50… Все наши учителя ежемесячно сдавали с зарплаты посильную сумму в «церковную казну». Потом, не забывайте, что прежний наш колхоз был когда-то очень крупным хозяйством, миллионером. А после его развала много чего осталось брошено. Старая разбитая техника, запчасти какие-то, металлический хлам в ремонтных мастерских… Все эти железки мы с ребятами собирали, свозили к школе, резали, демонтировали узлы и, когда подготовили партию лома, вызвали компанию, которой сдали все оптом. На 14 тысяч рублей сдали! А заодно и территорию расчистили.

Когда накопилось в общей сложности 30 тысяч рублей, стали реставрировать фундамент. Справились. Но на этом дело и застопорилось. Вот тогда и случилась поездка в Шамордино, а следом за ней события замелькали, как кинолента, прокрученная в ускоренном темпе.

Хотели возвести храм из кирпича, и даже достали его… Но материал за одну ночь был вывезен с территории неизвестными ворами.

Сельчане унынию не поддались, решили – знак им: нужно строить храм бревенчатый, как первый воздвигнутый на этом месте. Проект, за который ни одно бюро не соглашалось взяться меньше чем за полмиллиона рублей, Виктор Горохов снова выполнил сам. Черчение за долгую карьеру ему тоже преподавать доводилось.

- На основе чертежей ребята сделали венцы, разбревновку, - объясняет учитель. - Нежданно нашлись спонсоры в Москве – выделили 420 тысяч рублей, и, опираясь на свои чертежи и расчеты, мы заказали подходящую древесину, отцентровали, разгрузили на току. Тогда «Богородицкий альянс» только на этапе становления был, но, когда они увидели эти привезенные бревна и поняли, что мы всерьез храм построим, сказали, что в стороне не останутся. Все благоустройство территории, укладка тротуарной плитки, изготовление и установка кованой ограды – их заслуга. Еще один предприниматель, не афишируя своей помощи, выделил сто тысяч рублей на первоначальный иконостас.

- …И я переделал уже готовый эскиз памятника для мемориала павшим воинам. Вместо «крестьянки, провожавшей бойца» появилась согбенная фигура в аскетичном одеянии, скорее церковном, чем светском. Скорбящая мать. Богомолица. Потому что главный посыл во всех наших делах – духовный.

ОКНА-Подписи:

1. Несколько кирпичей ручной работы из фундамента старого храма удалось сохранить неповрежденными. Но недавно школьный музей этих экспонатов едва не лишился. Рабочие, устанавливавшие в классе пластиковые окна, недолго думая, распихали попавшийся им на глаза «стройматериал» в нишу под подоконником – и замуровали. Пришлось краеведам повторно извлекать и реставрировать реликвии.

2. О том, что «Скорбящая мать» – тоже дело рук Виктора Горохова, репортерская группа «ТИ» узнала только, увидев серию снимков из личного архива учителя. На разных этапах работы, от сварки каркаса до финальной покраски, монумент неизменно запечатлен в школьном коридоре. Автор

скромно умолчал о том, как на каникулах ваял из подручных материалов железобетонную скульптуру весом 700 килограммов и высотой 3 метра. Полет творчества ограничивали только школьные потолки.

3. «Сегодня в Бахметьево нет, наверное, человека, не имеющего отношения к строительству этого храма, - рассказывает Виктор. - Помню, когда фундамент реставрировали, мимо шел живущий по соседству дедушка. Ну, как шел? Еле передвигался. Старенький, да еще и после операции. Остановился, взял камешек, принес: «Больше не могу, так хоть вот это…»

4. По первому образованию Виктор Горохов – руководитель оркестра русских народных инструментов и, возможно, полностью посвятил бы себя музыке, но серьезно травмировал руку... И отправился за вторым образованием – педагогическим. Учитель истории с «музыкальным» дипломом, да еще и играющий на нескольких инструментах, дополнительной роли преподавателя музыки, конечно, не избежал.

5. Иконостас в храме в основном новый, значительная часть икон «моложе» здешних прихожан. За исключением двух – эти образа из прежнего храма спасла пожилая певчая: унесла тайком из киота, когда прочие иконы собирали, чтобы вывезти и сжечь. Впрочем, сожгли тогда не все. Еще две иконы спустя 80 лет были обнаружены школьниками-краеведами под полом старого дома, где жил в то время крупный по меркам села партийный работник. Может быть, присвоил иконы под шумок, а может быть, и спас, припрятав. Сейчас они нуждаются в серьезной реставрации, но бахметьевцы надеются, что однажды и эти реликвии вернутся в храм.

6. От ткацкого стана до мельчайшего кованого гвоздика, от рубелей и рушников до пионерского горна, от люльки-зыбки до заржавленного остова винтовки и пробитых касок… Сотни экспонатов XVIII-ХХ веков уже едва вмещает школьный кабинет.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий