NULL

Культура

14:05, 31 января 2024

Единогласно

Единогласно

Ирина Мельханова
Фото из архива Тульской областной филармонии

   

Почему хоровые исполнители никогда не поют дома? Можно ли спеть инструментальную музыку? Кому сложнее: артисту хора или солисту? Об этом и многом другом беседуем с главным дирижером Тульского государственного хора Алексеем Зайцевым и директором коллектива Анной Симоновской.

 

Тульские филармония и госхор неразделимы, как родные сестра с братом. Старейший коллектив филармонии, недавно отметивший восьмидесятилетие – Тульский государственный хор делил с ней и сложные времена, и моменты триумфа, и даже руководителя.

Легендарный советский хоровой дирижер и композитор, народный артист РСФСР Иосиф Михайловский, более 40 лет отдавший Тульскому государственному хору, подняв коллектив до высоты лауреата Всесоюзного фестиваля в Москве, в тот же год принял на себя художественное руководство тульской филармонией, сейчас носящей его имя.

Ежегодно в первые дни второго зимнего месяца в память об Иосифе Михайловском Тульская областная филармония проводит «Февральские встречи», бенефициаром которых выступает хор, оставшийся молодым и теперь, разменяв девятый десяток.

- Страна поменялась, время поменялось, менталитет, а коллектив не прекращал работу, - рассказывает Анна Симоновская. - Перешагнул и тяжелые для всех девяностые, когда зарплата задерживалась на неопределенный срок, и артисты вынуждены были уходить из хора, пытаясь заработать кто как мог. Пережил, когда в коллективе оставалось катастрофически мало исполнителей. Было время, когда в партии теноров у нас работали всего два человека. Для понимания: на хоровой коллектив из 35-40 человек их должно бы приходиться 6-7, как минимум… Очень разные были времена. Менялись руководители, менялся репертуар, и мы менялись, отражая действительность.

- И какова действительность сегодня, как она отражается в «зеркале» коллектива?

- Сейчас к нашему хору очень большое внимание, в первую очередь, благодаря нынешнему руководству филармонии. Материальная база достойная. Наши успехи и усилия оцениваются. А проблемы? Проблемы всегда есть. В Туле сложно с людьми, потому что нет высших учебных заведений по нашему профилю, да еще и Москва рядом. Талантливые, способные выпускники тульского колледжа искусств, естественно, стремятся в столицу и редко возвращаются. Так что, определенный кадровый голод есть и теперь. Сейчас в составе хора в основном работают туляки, получившие высшее образование в разных городах, но вернувшиеся, чтобы жить в Туле. У нас очень стабильный состав. Это – редкое явление в творческих коллективах. Две трети нашего хора работают здесь уже более 15 лет.

- Иными словами, молодежь к вам не идет?

- Есть и молодежь. 25-26 лет, даже 23. Конечно, мы отслеживаем талантливых ребят задолго до выпуска из колледжа. Самая младшая на сегодня участница коллектива окончила вокальное отделение в прошлом году, а работать к нам пришла, когда еще училась.

- С аудиторией так же, как и с коллективом? Слушатель постоянный и по большей части возрастной?

- Слушатель сейчас абсолютно разный, - рассказывает Алексей Зайцев. - И пожилые приходят, и среднего возраста, и молодые ребята, которые хотят слушать музыку не в интернете, не в записи, а вживую, когда есть контакт зрителя с артистами. Хоровое творчество может быть востребовано и будет востребовано, если его верно подать.

- Как именно?

- Есть полностью коммерческие проекты, типа «Хора Турецкого» – раскрученные, финансово успешные. Они профессионально работают, но репертуар их ориентирован именно на то, что требует современный зритель, на то, что можно быстро продать. У нас коллектив академический, мы стараемся пропагандировать классическое искусство. Но это не значит, что мы зашорены. Для собственного интереса, для привлечения разных категорий зрителей мы стараемся исполнять разную музыку.

Например, совсем недавно, в январе у нас был шоу-концерт с королем российского рок-н-ролла Денисом Мажуковым. #020000;">Джаз, госпел, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл – это все, как понимаете, очень далеко от сочинений Гайдна, Моцарта, Чайковского, Рахманинова… До этого был концерт с органом – «Демественная литургия» Александра Гречанинова. Классическая литургия, куда композитор#020000;"> захотел ввести инструмент, как бы объединить две культуры - православную и католическую. В Туле такое звучало впервые.

20240113_129886.jpg

#020000;">Современную музыку тоже исполняем. Она нередко бывает сложной для понимания, иной раз сами на ноты посмотрим: что это такое?.. Но, чем тяжелее дался новый опыт, тем дороже он потом.

- Все зависит от качества музыки, - продолжает Анна Симоновская. - Мы должны сохранять баланс: иметь в репертуаре духовную музыку, народную, классику – отечественную и зарубежную, миниатюры, крупные формы… Все это мы должны уметь. Но музыка не стоит на месте, композиторы продолжают писать, делать современные обработки. Да и самим нам интересно искать новые формы, сотрудничать с другими артистами, создавая неожиданные сочетания.

Например, в недавней новогодней программе давали фугу из «Хорошо темперированного клавира» Баха. Это чисто инструментальное, по замыслу автора, произведение исполнил наш хор в сопровождении барабана и бас-гитары.

В тот же концерт включили одну из самых древних из всех сохранившихся до наших дней колядок – 1382 года записи! На разговорной латыни. Нам было очень интересно.

- А попсу исполнять доводилось?

- Я в хоре работаю больше 30 лет, меня принимал в коллектив еще сам Михайловский. Вот еще с его времен и началась практика включения в репертуар хора эстрадной музыки. Самая памятная для меня – «Ягода-малина» Валентины Легкоступовой. Очень это было тогда непривычно.

- Есть ли такая музыка, которую невозможно адаптировать для хорового исполнения?

- Я думаю, все что угодно можно спеть хором, - отвечает Алексей Зайцев. - Вопрос таланта аранжировщика. «Итальянская полька» Рахманинова, «Libertango»#333333; background: white;"> Пьяццоллы, те же фуги Баха, «Танец феи Драже» и «Вальс цветов» Чайковского, «Танец с саблями» Хачатуряна… Все это мы пели. Это вполне реально – звукоимитацией передать оркестровое произведение. Бывает «человек-оркестр», а у нас, можно сказать, хор-оркестр.

В порядке примера могу привести немецкую группу «Van Canto» - эти ребята поют пауэр-метал а капелла, имитируя голосами звучание электрогитар, бас-гитар… Нет ничего невозможного.

- Артист хора поет дома?

- Внутри музыка крутится постоянно: та, над которой работаешь, та, что предстоит исполнить, - улыбается Анна Симоновская. - А вот дома, например, если собирается семья, все наши знают – мы за столом не поём. Такая традиция. У меня в семье много музыкантов. И все знают: это – работа. Все равно, что посадить за стол врача и приставать к нему со своими болезнями.

- Что сложнее для исполнителя: качественно работать внутри хора или выступать сольно?

- На этот вопрос могу ответить со знанием дела, поскольку, ко всему прочему, я еще и солистка. Это две совершенно разные профессии, два разных приема звукоизвлечения, два разных способа существовать в искусстве.

Не упуская возможности, скажу: я горжусь тем, что я – артистка хора, что владею этой профессией, психологически тонкой и требующей очень много навыков. Нужно уметь встроить себя в ансамбль, сделать так, чтобы твой голос подстроился, да не под одного соседа, а в идеале – под троих. Ты должен одновременно слышать тех, кто стоит по бокам и сзади тебя, соотнести свой голос по громкости, тембру, ритму и все время следить за этим балансом, как канатоходец. Тогда получается общее звучание. И это – кайф непередаваемый!

20230421_80657.jpg 

«Февральские встречи»

Где: Тульская областная филармония

Когда: 3 февраля 2024 года

 

6+

Реклама

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий