NULL

Культура

16:02, 07 ноября 2023

Все опять вернется. Выставка Александра Майорова

Все опять вернется. Выставка Александра Майорова

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков
   

В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась персональная выставка заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, почетного гражданина города-героя Тулы Александра Майорова «Эхо Ар Нуво. Возвращение персонажей. Избранное».

 

Вернулись «персонажи» – излюбленные герои полотен Майорова на протяжении четырех десятков лет.

Отголосками стиля вернулся модерн – недосказанный и нежно любимый автором.

Вернулись к зрителю и ранние работы художника – 20 картин из четырех разных циклов, созданных до 2016 года, объединены в «Избранное».

За их исключением, полотна, вошедшие в экспозицию, тульский зритель видит впервые. 35 картин из циклов «Эхо Ар Нуво» и «Возвращение персонажей» созданы художником за предшествующие полтора года.

- При всем желании в глазах автора все работы равноценными быть не могут, как и в глазах зрителя, безусловно, - объясняет Александр Майоров. - В «Избранное» я включил те работы, которые посчитал, с одной стороны, наиболее знаковым из всех циклов, написанных с 2016-го до 2021 года, а с другой – гармонирующими с новыми полотнами.

IMG_7132.JPG

- К ар-нуво обращаетесь не впервые…

- Стиль модерн – мой любимый. У меня есть какое-то ощущение боли, когда вижу, например, старые здания в этом стиле. В России он имел широчайшее распространение к началу прошлого века, получил изумительное развитие, но на самом пике стиль был оборван. Первая мировая война и революция 1917 года нанесли ему смертельный удар. В новом советском государстве модерн был объявлен буржуазным псевдоискусством… А у меня такое ощущение, что не все успел сказать русский ар-нуво. И это побуждает меня – нет, не реанимировать этот стиль, а создать какое-то продолжение, послесловие к нему. Вот что я попытался сделать.

- Темы работ этого цикла, зачастую, выбиваются из представления о модерне. Почему?

- Да, здесь есть и картины, посвященные моим рано ушедшим друзьям, и, например, стилизованный портрет Гоголя, жившего и творившего куда раньше распространения стиля модерн… Но именно это я и хочу подчеркнуть общей стилистикой ар-нуво: непрерывность культурного развития, связь времен.

В XXI веке модно говорить об «актуальном искусстве», а мое мнение – актуальное, сегодняшнее не может быть оторвано от прошлого, от традиции, памяти.

- В том числе, личной памяти?

- В том числе. Среди работ, включенных в этот цикл, есть, например, триптих «Свидетели детства». Это – свидетели моего детства. Действующие лица вполне реальны, такими их сохранила моя детская память.

Вот «Оттепель. Сосед Василий» – мой старик-сосед на фоне оттепели, природной и исторической – той на которую пришлось мое детство.

Рядом «Юродивый» – ходил такой по Всехсвятскому кладбищу, разговаривал с могилами. К одежде у него были пришиты цветные лоскутки, ленточки. Для нас – мальчишек, он был и страшной личностью, и страшно притягательной, поскольку непонятной.

А на третьей картине – старьевщик. За какую-нибудь старую вещь у него можно было выменять немудреную самодельную игрушку…

IMG_7408.JPG

- Символизм, в целом, характерен для ваших работ, но некоторые образы вам явно ближе других…

- У меня достаточно широкий набор символов. Среди любимых, часто используемых, например, плод граната – один из первых христианских символов, олицетворяющий единение в вере, воскресение и жизнь вечную. Или колесо – божественное мироздание и жизненный цикл; часы – смерть и бессмертие, бренность бытия и вечность духа. Эти символы, например, использую в новом цикле «Возвращение персонажей».

- Почему вернулись ваши «персонажи»?

- Они сопровождают меня в жизни уже лет сорок. Периодически уходят от меня, потом ко мне возвращаются… И вдруг произошло такое «массовое возвращение», что хватило сразу на целый цикл. Здесь нет ни одного римейка старых работ. У каждой картины – новый сюжет, ни в коей мере не повторяющий смыслов, вложенных в персонажей прошлого.

- О чем они говорят с вами сейчас?

- Первичный смысл – в названии каждой из работ. Вот, например, «Рыбак» - он ловит рыбу. Но мы знаем, что рыба – самый древний символ Иисуса Христа. И вот рыбак, простирающий руки к небу, вроде бы, и ловит летящую рыбу, а в то же время и молится. Это – апостол.

Весь этот цикл я писал на гладкой металлизированной основе. А почему? Чтобы это было сродни традициям средневековой, до эпохи Возрождения, живописи и старой русской иконы.

Да, персонажи с годами меняются. Вроде бы, продолжают заниматься своими делами: кто рыбу ловит, кто охотится, кто книжки читает… Но все они живут в окружающем нас мире – очень непростом, с его проблемами и преодолениями. И это – дополнительный повод немножко приблизить их через золотистый фон к образу иконы.

IMG_7402.JPG 

52 работы художника представлены на персональной выставке,

35 из них выставляются в Туле впервые.

IMG_7400.JPG

Александр Майоров:

- Я художник традиционного направления, можно сказать, из большинства. В моих работах нет ультрасовременных форм. Но и для приверженцев концепции классического реализма я тоже не совсем «родственник». Это промежуточное состояние между искусством прошлого и будущего дает мне возможность, не примыкая ни к одному направлению, оставаться самим собой. Революции в искусстве я совершать не собираюсь, а эволюционный путь развития, надеюсь, подарит еще много встреч с вами.

 

16+

Реклама


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий