Культура

11:30, 10 августа 2020

Фолк без привкуса «клюквы»

Маргарита ЧЕРКАСОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

«В школе меня хейтили», – признается художественный руководитель ансамбля «Ладушки» Ирина Брыкова. На пару секунд задумавшись, она добавляет: «Но это же не со зла было, а от незнания…»

Петь Ирина любила всегда. Признается, что, сколько себя помнит, все время мурлыкала что-то себе под нос.

– Родители мои хоть и говорили, что у них нет ни слуха, ни голоса, но никогда не стеснялись петь, – рассказывает она. – Ну и я, конечно, от них не отставала. Когда летом в деревне пасла козочек или барашков, напевала им песенки. Тогда популярной Надежда Кадышева с «Золотым кольцом» была, вот я и распевала на каждом шагу «Виновата ли я…» или «Напилася я пьяна». С этим же репертуаром пришла в музыкальную школу поступать. Произвела фурор!

Прослушивала Ирину в ее родном поселке Шварцевский Киреевского района нынешний директор Тульской областной филармонии, а тогда – руководитель «Ладушек» и директор музыкальной школы Елена Руднева. С детсадовским воспитателем, твердившим, что у маленькой Иры ни слуха, ни голоса, она не согласилась: слух у девочки оказался абсолютным.

– Наверное, нельзя просто взять и полюбить фольклор, народную музыку. Должен появиться кто-то, кто зажжет в сердце и душе это чувство, – продолжает Ирина. – В моей жизни таким человеком стала Елена Юрьевна.

Ирина Брыкова пела в созданных Еленой Рудневой «Ладушках» с 5 лет. Когда дело шло к окончанию школы, она оказалась перед выбором – остановиться по совету родных на чем-то серьезном, основательном или связать жизнь с музыкой. Подумала-подумала, да и поступила в Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского, а затем – в Московский государственный институт культуры.

– Прошло совсем немного времени с момента окончания вуза, и снова – выбор, – вспоминает сейчас Ирина. – Елена Юрьевна предложила стать художественным руководителем «Ладушек». Сначала я пыталась совмещать собственную концертную деятельность в фольклорном ансамбле «Услада» Тульской филармонии и преподавание. Но скоро поняла: если хочешь работать серьезно и с полной отдачей, нужно остановиться на чем-то одном.

Ирина остановилась на «Ладушках». Впрочем, не только на них… В прошлом году она организовала вокальный марафон «PRO'голос». А в нынешнем стала инициатором проекта под рабочим названием «Этно мы». Его цель – создать городское молодежное этнопространство, где все желающие смогут поближе познакомиться с народными традициями. Но без привкуса «развесистой клюквы», как говорят на просторах глобальной сети («клюква» или «развесистая клюква» – термин, использующийся чаще всего в Интернете для обозначения стереотипов и искаженных представлений о нашей стране и ее традициях. Медведи, балалайки, расписные кокошники, матрешки – типичные «клюквенные» мотивы. – Прим. ред.).

– К сожалению, молодые люди мало знают о традициях своей страны, малой Родины, – констатирует Ирина. – Поэтому и фольклор в их сознании ассоциируется в основном с бабушками, поющими на завалинке. Но ведь это совсем не так!

Цель Ирины – показать, что фольклор – это не пережиток седой старины, а актуальный тренд, завоевывающий все большую популярность в мире.

– Наша задача – органично вплести этнические мотивы в современную действительность. Лучше всего для этого, на мой взгляд, подойдет кластер «Октава». Сейчас ведем с ним переговоры, – пояснила Ирина. – Там планируем встречаться раз в неделю в течение девяти месяцев. А завершим курс большими гуляниями в праздник летнего солнцестояния.

Несмотря на то, что родился проект чуть ли не за неделю, продуман он до мелочей. Уже достигнута договоренность о сотрудничестве с рядом спикеров, составлено расписание занятий, для каждого даже придумано свое название. Например, «Чиллим на фолке», «Как агрились (злились, гневались – прим. ред.) на Руси», «Медитация по-руссконародному», «Крипота (что-то пугающее, страшное – прим. ред.) на Руси» и так далее.

– Я, кстати, серьезно подошла к вопросу изучения молодежного сленга, – улыбается Ирина. – Прислушивалась, как между собой общаются девчонки из «Ладушек». Записывала новые слова, выражения. Некоторые гуглить пришлось. Получилось, что получилось!

Народных костюмов педагоги надевать не планируют: все будет стильно, модно, молодежно. Ну а чтобы создать максимально непринужденную обстановку, размещать гостей хотят в мягких креслах-грушах. Ирина уже присмотрела их в Интернете – с легкими этническими мотивами на чехлах.

– Чем же мы в итоге будем заниматься? Беседовать, задавать друг другу вопросы, рассказывать, создавать необычные аксессуары для себя или для дома. И самое главное – обязательно сопровождать это песней, – поясняет наша собеседница. – Подумайте только – раньше никакого музыкального образования в деревнях никто не получал, о нотах вообще не слышали, зато как все пели! А все потому, что мелодии лились отовсюду, сопровождали человека на всех этапах жизни. Знаете, я обратила внимание на своего малыша. Сначала я ему пела колыбельные, а потом он сам перед сном стал себя убаюкивать, мурлыкать что-то под носик. Так и наши с вами предки – слушали, напевали. И с этими песнями проникали в их души традиции родной земли, крепла связь между поколениями. Мне бы очень хотелось, чтобы благодаря проекту то же самое произошло и с современными юношами и девушками.


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий