Культура
15:03, 17 октября 2023
Выставка Наталии Гончаровой в тульском музее работает последние дни
В прошедшие выходные мы всей семьей побывали в Тульском музее изобразительных искусств на выставке живописи знаменитой русской художницы Наталии Гончаровой «Я совсем не европеец».
В экспозиции представлены семь работ из собрания Государственного Русского музея, написанных с 1907 по 1910 год, и все они посвящены периоду жизни художницы в Тульской губернии.
Как оказалось, связь с нашим краем у Гончаровой самая прямая. Детство Наталии протекало близ Черни, где ее отцу принадлежало несколько поселений. И все, что видели неискушенные детские глаза, впоследствии нашло отражение в полотнах – вот ее «Подсолнухи», «Провинциальный пейзаж», «Бабы», «Беление холста», «Натюрморт с фруктами, раскрытой книгой и горшком цветов», «Деревья и изба», «Цветы и кофейник».
Оформлена экспозиция оригинально – с древнего крестьянского ткацкого станка ниспадают холсты, на одном из которых отпечатана афиша выставки. Между картинами «Бабы» и «Беление холста» стоит манекен с подлинным костюмом крестьянки тульской губернии, рядом - витрины с расшитыми рушниками и белевским кружевом.
Под картинами – валики для плетения кружев, но вместо нитей и коклюшек на них – отпечатанные на домотканом полотне стихи Марины Цветаевой, в тему изображенному на полотнах, а также мешочки, набитые ароматными луговыми травами и сушеными яблоками. С поэтессой Наталия Гончарова дружила.
А еще Наталия Сергеевна принадлежала старинному дворянскому роду Гончаровых, а ее дед был племянником Натальи Гончаровой – супруги Пушкина. Художница вошла в историю искусства как первая среди «амазонок русского авангарда», график, сценограф, иллюстратор книг.
В 1901 году она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и сначала училась на скульптора. Там же познакомилась с будущим мужем художником Михаилом Ларионовым. Именно он сказал Гончаровой: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!». И она стала создавать полотна в стиле импрессионизма и перешла на курс живописи к Константину Коровину. А еще Гончарова была знакома и дружила с Василием Поленовым и его окружением.
Художница пробовала себя в разных направлениях живописи – увлекалась фовизмом и футуризмом, писала в стиле примитивизма, использовала в работах крестьянские мотивы и иконописные приемы.
В 1913 году ее выставка стала крупнейшей персональной экспозицией ХХ века, на которой было представлено более 750 работ, написанных всего за тринадцать лет. Зрителей поразило и количество полотен, и количество стилей – импрессионизм, картины на крестьянские и религиозные сюжеты в стиле примитивизма, работы в стиле футуризма и лучизма. После этой выставки Дягилев предложил Гончаровой оформить балет «Золотой петушок», и она создала к нему яркие костюмы и декорации.
Премьера балета проходила в Париже, здесь же вскоре состоялась еще одна персональная выставка художницы.
Она вернулась в Россию в начале Первой мировой, но вынуждена была эмигрировать после революции. Цветаева говорила, что жизнь Гончаровой была разделена на две части – до и после России.
В Париже художница пережила немецкую оккупацию, а скончалась там же в 1962 году. В конце ХХ века многие из ее работ и работ Михаила Ларионова вернулись в Россию, хотя французы до сих пор пытаются спорить – русская или все же больше французская художница Наталия Гончарова. Впрочем, сама о себе она говорила так: «Я совсем не европеец»…
Большинство ее полотен хранится в Третьяковской галерее.
А в собрании нашего музея изобразительных искусств есть картина Гончаровой «В мастерской художницы».
12+
Нелли ЧУКАНОВА
Ранее на тему
17 октября, 12:41
10 октября, 14:22
27 сентября, 16:30
19 сентября, 17:26