Память

15:04, 31 января 2023

Жили-были мальчики и девочки. В Туле стартовал проект, посвящённый детям войны

Жили-были мальчики и девочки. В Туле стартовал проект, посвящённый детям войны
Александра МИЛЮТИНА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Когда говорят о Великой Отечественной войне, всегда отдают дань почтения павшим фронтовикам. Люди, защищавшие нашу родину ценой своей жизни, несомненно, заслуживают памяти длиною в вечность. Среди них – и те, кому суждено было стать детьми войны.

Музей обороны Тулы проводит военно-патриотическую и культурно-просветительскую программу «Жила-была девочка». Программа рассказывает о жизни детей в военный период во всех городах России: о том, чем питались, как учились и как хоронили своих друзей и родственников.

Отдельное внимание – блокаде Ленинграда. Все мы помним дневники Тани Савичевой: на страницах крупным, дрожащим почерком она писала, в какой день, в какой час умерли ее близкие и родные. Последняя страница – роковая: «Савичевы умерли все». Конец у этой истории действительно печальный: Таня скончалась в госпитале, сломленная болезнями и пережитым стрессом.

Война – страшное время. Детям выдавали небольшой кусочек хлеба, намного меньше, чем тем же солдатам или рабочим – и этим они обходились весь день. Хлеб невкусный; наполненный подсолнечным жмыхом и пищевой целлюлозой, опилками и солью, и чем дольше продолжалась война, тем меньше становилось муки. Но это – единственный путь к выживанию: если потеряешь эту карточку, если не поешь хоть что-то – считай, обречен на верную смерть.

Один из вариантов спасения – идти в госпиталь, в котором находились раненые солдаты. У военных тоже были семья и тоже были дети, и ребятишки из последних сил устраивали представления: танцевали, пели в надежде на то, что хотя бы здесь им дадут пропитание. Иногда везло.

Один мальчик нарисовал картинку: вокруг – одни сплошные каракули, а по центру – что-то круглое. Когда мальчика спросили, что это, он ответил: «То, что вокруг – это война, а посередине – хлеб». В сознании маленького ребенка, пережившего голод и страх, все крутилось только вокруг хлеба.

Отопления не было. Люди, чтобы хоть как-то осветить свои дома, использовали коптилки – специальные осветительные приборы.

Не работал общественный транспорт. Зимой – особенно страшно; приходилось идти по заснеженным улицам, в доме было так же холодно, как и на улицах, и все ходили в верхних одеждах. Чтобы хоть как-то согреться, люди жгли все, в том числе и книги. На детских саночках перевозили дрова, воду, тяжело больных и умерших. Воду собирали в бидоны на улице и грели дома: она была грязная, и ее приходилось кипятить. Все люди были очень ослаблены: они доходили до рек или водоканалов, но обратно идти было ужасно сложно. Особенно – в лютый мороз.

IMG_3713.JPG

И тем не менее в Ленинграде работали больницы, детские дома и даже типографии. В том числе и школы: правда, занимались только по двадцать пять минут – больше ни у детей, ни у учителей не хватало сил. И дети, и учителя сами себя обеспечивали топливом; учились, не раздеваясь, а в самих заведениях было очень, очень тихо. На уроках ничего не писали.

На открытии программы «Жила-была девочка» присутствовала женщина – Елена Михайловна. Мать Елены Михайловны жила в блокадном Ленинграде и поведала дочери свою историю: перед тем, как ее вывезли из блокадного Ленинграда, на носилках вынесли ее подругу, которая дарила ей свои хлебные карточки. Чужой хлеб спас чью-то жизнь, и после войны мать Елены Михайловны назвала свою дочь в честь своей подруги – в честь своей спасительницы. Сейчас это имя идет по наследству в этой семье; этим же именем зовут племянницу.

– Моя мама не любила вспоминать эти годы. Бомбёжка, обстрелы… Но тем не менее моя мать очень любила Ленинград, и когда я окончила школу, меня отправили учиться именно туда. Поэтому, ребята, изучайте историю нашей страны, своей земли, – рассказала Елена Михайловна.

Еще много, много историй детей во время Великой Отечественной войны расскажет эта программа. Целевая аудитория мероприятия – 12+. Возможно посещение по «Пушкинской карте».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий