Общество

17:19, 01 февраля 2024

Собака тоже оружие, или Часть срока – на колесах

Собака тоже оружие, или Часть срока – на колесах

Сергей МИТРОФАНОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ


 



Периодически мы видим на дорогах одну или несколько машин с надписью «ФСИН России» на «будке». «Зэков повезли», – обычно комментируют люди и… больше ничего не говорят, потому что не знают про эту специфичную службу ничего. Специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию ФСИН России были образованы 25 лет назад.
IMG_2669.JPG

 

Тульским журналистам в честь этой даты разрешили взглянуть на автомобильный и железнодорожный транспорт, которым перевозят осужденных. Что касается транспортировки в машинах, то законный вывод в туалет – через каждые два-три часа пути: запланированы санитарные остановки в пути следования в СИЗО, в обменном пункте, то есть на охраняемой территории, и ни в коем случае не в поле, не на заправке. А повезти из Тулы на авто могут и, например, во Владимир – туда восемь часов «пилить». Осужденным выдают сухой паек на сутки и пластмассовую ложку. Горячей едой не обеспечивают. На случай «стало плохо» – аптечка, которая позволит продержаться до ближайшего обменного пункта, исправительного учреждения.

IMG_2748.JPG

IMG_2721.JPG

– Спецавтомобиль предназначен для того, чтобы сохранять полную изоляцию контингента друг от друга, – объясняет Олег Важинский, заместитель начальника отдела по конвоированию. – Машина не всегда едет под завязку: может везти меньше человек, чем камер, а больше – нет. Заключенным запрещено перестукиваться, переговариваться. И все равно с нами пытаются поболтать – невозможно молчать пять часов в пути. Часовым нельзя общаться. Если это нормальные просьбы, даем соответствующие пояснения: что и когда мы можем удовлетворить, а что-то может быть нами и отклонено. Конечно, это опасные люди. Практически все – «актеры», им хочется послаблений, давят на жалость, могут пугать, «биться в конвульсиях». Мы понимаем, где человек обманывает. На моей памяти – за 28 лет! – были только две ситуации, когда осужденные предъявляли неправомерные требования и в знак протеста принимались раскачивать автомобиль. На самом деле перевернуть современные транспортные средства изнутри уже нереально – они так сконструированы. Другое дело ДТП. Как-то мы ехали из Белева – вдруг легковая машина вылетела на встречку и попала под наш спецавтомобиль, который перевернулся. У одного сотрудника перелом ноги, у другого – сотрясение. Главная инструкция – не допустить побега, нарушения законности, утраты оружия и спецсредств.

IMG_2699.JPG

А попытки свалить были. В 2000 и 2008 годах предотвращены две попытки побега из-под охраны на железнодорожных станциях. В Узловой осужденный пытался уйти «на рывок» при конвоировании пешим порядком: то ли оттолкнул часового, то ли просто бросил вещи и рыпнулся в сторону (подробности позабыли и сами «старожилы») – и тогда побег пресекла служебная собака. А в Туле заключенный пытался проскочить между спецавтомобилем и железнодорожным вагоном, но начальник караула, водитель и часовой не дали далеко уйти.

IMG_3035.JPG

Начальник отдела по конвоированию Геннадий Березкин говорит: попытки побега все же редкость. Каждый из зэков понимает – может прилететь пуля, а с жизнью расставаться никто не хочет. Но в каждом правиле есть свои исключения…

IMG_2971.JPG

– Мы всегда доносим до личного состава: нужно сделать все так, чтобы в голове у осужденного и мысли не возникло, что здесь возможно сбежать, – объясняет собеседник. – Если служба организована правильно, каждый на своем месте и бдительно выполняет свои обязанности, то заключенный видит – шансов для побега нет. Наши сотрудники поддерживают физическую форму, стреляют. Коллектив сплоченный. График у нас ненормированный – работаем и по ночам, и по выходным, и в праздники, и в жару, и в морозы. Кадры нужны нам. А из льгот – год за полтора: если человек пришел в 22 года, то на пенсию – уже в 35 лет. А молодой сотрудник в первый год службы может уйти в отпуск на более чем 40 дней.

IMG_2854.JPG

СПРАВКА

За 25 лет существования отдела по конвоированию УФСИН России по Тульской области было назначено более 15 000 караулов по маршрутам. Перевезено свыше 370 000 осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Отдел по конвоированию систематически принимает участие в различных учениях и тактико-специальных занятиях, направленных на поддержание правопорядка и стабильности в регионе. Конвоирование спецконтингента осуществляется на современных спецавтомобилях, оборудованных системами ГЛОНАСС, видеонаблюдения, кондиционирования, автономного отопления и вентиляции.

IMG_3007.JPG

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий