Культура

15:51, 14 декабря 2018

Буратино в черном и белом

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В афише Тульского ТЮЗа появился невероятно красивый и стильный спектакль – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Его поставил режиссер Владимир Шинкарев, а оформили – Александр Карташов и художник по костюмам Оксана Кагальникова.

Сценическое решение сразу отсылает нас к родине главного героя – Италии: ведь именно там Карло Коллоди придумал своего деревянного мальчишку Пиноккио, которого Алексей Толстой затем переименовал в Буратино. Зрители в ТЮЗе видят венецианский карнавал, когда перед ними чередой проходят уличные музыканты и персонажи итальянского театра дель арте, которые тут же начинают показывать сказку.
– Получив предложение от руководства ТЮЗа поработать над «Буратино», я не сильно воодушевился, поскольку думал, что речь идет о спектакле для самых маленьких, – рассказал Александр Карташов. – Но когда Владимир Шинкарев поделился идеей поставить спектакль для зрителей постарше, стал рисовать образы – поначалу мысленно. Захотелось праздника, карнавала, и в этих «предлагаемых обстоятельствах» стали рождаться маски, характеры персонажей…
Костюмы Оксаны Кагальниковой прежде всего очень стильные: в них нет ни грамма от лубочных нарядов героев «Золотого ключика», которые демонстрируются в кинолентах и мультфильмах разных времен. И даже цветовая палитра далека от люминесцентных раскрасок, принятых в детских театрах.
Гамма тюзовского «Буратино» – элегантная черно-белая, в нее очень тонко добавлены сложные цвета – фиолетовый, брусничный, синий. И костюмы персонажей напоминают одеяние героев дель арте, но при этом перекликаются с последними моделями мировых подиумов.
Оба художника сработали в одной манере – Карташов приложил руку к костюмам. И в финальной сцене, когда карнавал в апофеозе и все актеры танцуют и выходят на поклон, все смотрится очень гармонично.
– К сожалению, и в книгах, и в фильмах, спектаклях детям предлагается невероятная пестрота, – отметила Оксана. – Все там «веселенькое» – розовенькое, зелененькое: считается, что иначе ребенок не воспримет происходящее. А ведь именно дети способны безошибочно определить подлинное и очень чутки ко всему фальшивому…
В основе костюмов – театральные трико, к которым добавлены детали из мерцающих материалов. А поскольку исполнители ролей Буратино (Илья Гепфнер), Мальвины (Марина Волкодав), Пьеро (Артем Козенков) – молодые, гибкие, то и смотрится все весьма гармонично.
Интересно решены образы Пуделя Артемона (Евгений Застражников), Лисы (Полина Свиридова), Кота (Даниил Талолин), Черепахи (Дарья Замуруева). Здесь у зрителей есть возможность включить воображение. Чего стоит, к примеру, плиссированное длинное жабо – борода Караба­са-Барабаса (Денис Ляпин), усы Говорящего Сверчка (Михаил Головко) или парчовый хвост – фалды фрака Крысы Шушары (Юлия Пономарева). А как впечатляют плиссированные кожаные крылья Летучей Мыши, которые зловеще шуршат при каждом движении.
– Мы сразу с Оксаной решили, что костюмы будут минималистическими, но на тканях для них экономить не станем: дорогие жаккардовые материалы смотрятся роскошно, – поделился Александр. – И здесь у нас другая эстетика: папа Карло, которого играет Евгений Кашин, – не старый пьяница-столяр. Он скорее напоминает средневекового алхимика, который что-то изобретает, живет под венецианским мостом, где у него висит гобелен с очагом. Эти странные образы органично сочетаются с музыкантами, дующими в трубы и бьющими в барабаны, – карнавал во всем блеске. А сценическое покрытие таинственно мерцает – как вода в знаменитых венецианских каналах…
Есть тут и мистика, когда страницы волшебной книги определяют происходящее, а Тарабарский король со свитой проваливаются в тартарары – к восторгу зрителей.
Здесь словно идет «перекличка» с «Труффальдино из Бергамо», где также шествие уличных музыкантов задает тон действию. А начинается спектакль Тульского ТЮЗа с песни, звучащей в фильме Птушко: «Далеко, далеко за морем…» Впрочем, музыка здесь разная: и мелодии Нино Роты из «Крестного отца», и из фильмов Феллини – Италия, одно слово.
В довоенном советском фильме герои улетают в волшебную страну подальше от невзгод. И хоть Александр Карташов, как он признался, эту ленту не видел, но придумал летающую гондолу. А еще художник словно оживил на сцене свои картины, а в финале придумал еще один интересный ход: здесь куклы – в полумасках. И, снимая их после представления, они превращаются в людей – в этом и есть ключевая идея спектакля.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий