Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 20 Июля 2019

«Сигнал бури»

«Сигнал бури»
14 Июн 2019 10:26 / Культура
Гордостью Тульского музея изобразительных искусств являются пять картин великого русского мариниста Ивана Айвазовского, которые можно увидеть в постоянной экспозиции. Одна из лучших – «Сигнал бури».

Марина ПАНФИЛОВА
Сергей КИРЕЕВ

Эта работа была создана художником в 1851 году в его родном городе Феодосии.
Здесь он воплотил свою любимую тему – силу и мощь морской стихии. Используя напряженную холодную гамму, автор показывает противоборство неба и волн вблизи заснеженного берега. Художник всегда начинал писать картину именно с неба, и взял себе за правило: закончить небо в один сеанс, даже если полотно было большого формата. Здесь оно – свинцовое, сливается с морем так, что линию горизонта уже и не различить. Кстати, зимний морской пейзаж – редкость в творчестве Айвазовского.
На одном из трех парусников выброшен красный флаг – знак приближающейся бури. Дабы показать хрупкость кораблей, живописец использует прием контраста, изобразив мощный причал и крепость, которым не страшны огромные волны и рядом с которыми ажурные корабли с их мачтами и реями кажутся еще более хрупкими. Возникает ощущение, что следующий вал может просто сорвать суда с их якорных цепей и унести в неизвестном направлении.
Еще в начале творческого пути Айвазовский поразил всех своим феноменом. Александр Иванов в письмах друзьям на Родину из Италии, куда приехал после окончания учебы Иван Константинович, сообщал: «Здесь никто так не пишет море, как Айвазовский». За удивительный дар передать жизнь моря в разных его состояниях великий английский художник Уильям Тернер назвал Айвазовского гением, сказав: «Ваш талант прославляет ваше Отечество». Его называли «русским Верне», сравнивая со знаменитым французским художником Клодом Верне. Айвазовский работал быстро, вдохновенно и, обладая феноменальной художественной памятью и воображением, писал свои картины, как правило, импровизируя – его творчество почти не знает этюдов с натуры.
Иван Айвазовский «величайшим счастьем своим» считал работу, был предан ей всецело, писал много и быстро, мог в течение нескольких часов создать полотно: недаром за свою жизнь он написал около 6 тысяч произведений. Его работы высоко ценили и знатоки, и правители разных стран – к примеру, император Николай Первый регулярно приобретал произведения мастера.
Как отметила ведущий специалист отдела музейной педагогики ТМИИ Елена Рябова, нельзя рассказывать о художнике Айвазовском и забывать об Айвазовском-гражданине: он удивительно умел сочетать творчество с общественной деятельностью. За свои заслуги был пожалован дворянской грамотой.
Именно Айвазовский, «отец Феодосии», как его прозвали земляки, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», построенной в 1892 году в его родном городе, и самого большого в Крыму торгового порта. Благодаря ему вода пришла в город: в Феодосийском парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). За заслуги перед археологией Иван Константинович был избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
В 1844-м Айвазовский был приписан к Главному морскому штабу с правом ношения мундира: недаром на одном из автопортретов мы видим его именно в таком облачении и с орденами на груди: художник был подлинным летописцем русской морской славы, принимал участие в сражениях, порой, рискуя жизнью.
Великий русский маринист, Иван Константинович был еще и коллекционером, меценатом, академиком и почетным членом Императорской академии художеств, почетным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
В истории искусства Айвазовский останется романтиком, непревзойденным поэтом моря и летописцем побед русского флота.
***
В 2019-м в течение всего года празднуется 100-летие Тульского музея изобразительных искусств. В рамках торжеств по поручению губернатора Алексея Дюмина было предусмотрено бесплатное посещение ТМИИ. Туляки смогут бесплатно посетить музей по средам, а жители других муниципалитетов – по субботам. На входе необходимо предъявить паспорт.
Гости смогут самостоятельно осмотреть все залы экспозиции. Для туристов пре­дусмотрены молодежные, семейные и школьные абонементы. Экскурсии остаются платными и проходят в обычном режиме. Заказать экскурсию можно в кассе ТМИИ.
В областном музее хранится свыше 23 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Среди них шедевры мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии XVI–XIX вв., крупнейших русских и советских художников XVIII–XX веков.
Посетители музея могут увидеть подлинные полотна русских живописцев В. Боровиковского, В. Тропинина, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, Б. Кустодиева, В. Серова, К. Коровина, П. Кончаловского, К. Малевича, В. Кандинского, А. Пластова, Е. Моисеенко, Д. Жилинского, западноевропейских мастеров Орацио Саммаккини, Леандро Бассано, Даниэля Сегерса, Питера Насона, Юбера Робера, Клода Верне.
В рамках празднования 100-летия музея изобразительных искусств подготовлено множество подарков для посетителей: выставки, фестивали, мастер-классы и многое другое.
В июле жители и гости региона увидят выставку мейсенского фарфора из коллекции музея. Посетители узнают об уникальной истории коллекции, которая попала в музей в том числе и из дома графа Бобринского.
К 1 сентября приурочена большая выставка, которая расскажет о музейной педагогике. Эту деятельность музей ведет с 1970 годов.
Особое внимание в рамках празднования будет привлечено к 15 шедеврам мирового искусства, которые находятся в музейной коллекции. Это подлинные работы Айвазовского, Шишкина, Леандро Бассано, а также других отечественных и западно-европейских мастеров.
С репродукциями этих полотен в ближайшее время можно будет ознакомиться на выставке на Казанской набережной, которая откроется в июне.

Читайте также

Мой зритель – это человек «опен-майнд»
19 Июл 2019 15:13 / Культура
Гостиная «Тульских известий» вновь открыла свои двери. В этот раз на беседу мы пригласили Евгения Маленчева – режиссера одного из самых обсуждаемых спектаклей тульского драмтеатра «Каренины». С ним мы поговорили о свободе в сердце и в театре, о том, чем отличается хороший спектакль от успешного, и о том, может ли творческий человек когда-нибудь сказать: «Я сделал все». Читать »
Хрупкая красота
19 Июл 2019 14:21 / Культура
Дзи-и-инь! – Только не сервиз… Графиня, поставьте супницу на место! – Ни за что! Вот вам мои аргументы! И снова оглушающе звенит бьющееся стекло. Судя по звуку, на этот раз вдребезги разлетелось что-то тяжелое – вероятно, упомянутая супница… Читать »
Все зрите, се Елисавета
19 Июл 2019 14:20 / Культура
В Тульском музее изобразительных искусств «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти Алексея Антропова притягивает к себе особое внимание зрителя. Изображена на нем вступившая на престол в 1741 году русская императрица, слывшая в молодости чуть ли не первой красавицей Европы. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  da300x250_v5.png






Предпочтительный формат

 

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter