Экономика

10:19, 30 мая 2014

Отказ от импорта привел к изобретению

 Ольга ЛАНИНА

Где выпускать «Погон» для «Панциря», если украинские партнеры задрали цену в четыре раза? Такой вопрос встал перед «Туламашзаводом» еще несколько лет назад. Руководство предприятия решило уйти от импортозависимости и оказалось в выигрыше.
Хитрая деталь
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь» по тактико-техническим характеристикам не имеет аналогов в мире. А все потому, что он уникален по конструкции и качеству исполнения.
В свое время эта установка была разработана Конструкторским бюро приборостроения, а серийное производство ответственных блоков вооружения – доверено ОАО «АК «Туламашзавод». Среди них – и комплектующее изделие «Погон». Инженеры объясняют, что он обеспечивает сопряжение башенной установки «Панциря» с носителем, на котором она крепится. «Погон» состоит из множества деталей, но наиболее сложные в изготовлении – тонкостенные кольца большого диаметра. А чтобы башня «Панциря» вращалась при наведении на цель, нужно было изготовить их безукоризненно, со строжайшими допусками.
– Остальные детали мы осваивали успешно, а с изготовлением колец возникали проблемы, – рассказывает начальник «Машпроизводства–2» Николай Иванович Мысько. – Тогда наши технологи поехали по заводам России. Но, увидев чертежи с высочайшими точностными характеристиками, все отказывались от заказа. Сложность в том, что по поверхности тонкого кольца большого диаметра обычно идет «волна», а здесь допуск по плоскостности не должен превышать сотых долей (!) миллиметра…
Необычная задача поставила в тупик екатеринбургский «Трансмаш», нижне-тагильский «Уралвагонзавод» и курганский «Курганмашзавод». Выход из ситуации предложило харьковское ГП «Завод имени В. А. Малышева». По мнению Мысько, украинский способ был далек от совершенства, но там все-таки соглашались попробовать. На «Заводе имени В. А. Малышева» после каждой механической операции кольца обжимались на гидравлических прессах, и возникавшая «волнистость» исчезала. Каждая такая правка – операция длительная и дорогостоящая. Кроме того, ее результат зависел от квалификации конкретного рабочего, который знал, где приложить большее, а где меньшее усилие. А на окончательной сборке кольца вообще приходилось подбирать по принципу, что к чему подойдет. Одним словом, шла подгонка под требования чертежа со всеми ее минусами. Нужное качество достигалось увеличением трудоемкости. Но и с этим приходилось мириться, пока харьковчане не вошли в роль монополистов…
Удачный эксперимент
Дело в том, что спустя несколько лет украинские коллеги решили поднять стоимость работы в 4 раза! Что оставалось делать тулякам, у которых цена всего изделия, куда входил «Погон», была жестко зафиксирована в контракте на госзаказ? Правильно, заняться замещением импорта. Весь коллектив машзавода – от конструкторов и технологов до рабочих – начал создавать собственную технологию изготовления комплектующего изделия для «Панциря». Изучались все мало-мальски применимые новшества, патенты, проявлялась инженерная смекалка. Одним словом, шла настоящая творческая работа.
– Мы решили: чтобы крупногабаритные тонкостенные детали не коробило, их надо зафиксировать в специальных приспособлениях, а потом уж обрабатывать, – продолжает Мысько. – Поэтому для всех видов колец были спроектированы и изготовлены оригинальные приспособления-спутники…
Сначала все проходило на уровне экспериментальных работ, а позже они переросли в опытно-конструкторские. Для этого привлекался большой объем собственных финансовых средств и средств госбюджета в рамках федеральной целевой программы.  
Таким образом, машиностроители создали и запатентовали технологии, не имеющие аналогов в отечественной практике. Кроме того, они изготовили нестандартную оснастку, модернизировали имеющиеся станки, закупили новое оборудование, по чертежам и техническому заданию инженеров предприятия была изготовлена уникальная шахтная электропечь, инновационный закалочный станок, прибор для контроля глубины закаленного слоя, внедрена новая установка ТВЧ и еще много чего.
Заводу – прибыль,
инженерам – премия

На глобальный процесс импортозамещения ушло несколько лет. За это время завод обогатился новыми разработками и оборудованием и перестал зависеть от условий зарубежных производителей.
С использованием разработанных уникальных технологий здесь изготовлены башенные установки «Панциря» в обеспечение поставок по гособоронзаказу, а также по контракту инозаказчикам.
…Недавно комиссия правительства Тульской области по учреждению региональной премии в сфере науки и техники имени Б. С. Стечкина приняла решение о награждении инициативной группы из пяти представителей «Туламашзавода» во главе с Николаем Ивановичем Мысько.
Остается открытым вопрос: станет ли начавшееся импортозамещение повсеместным? Или пример «Туламашзавода» так и будет единичным?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий