Экономика

09:00, 23 марта 2017

Сладкая ли жизнь у пчеловодов?

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

Зима неохотно, но все-таки отступает, а весна постепенно входит в свои права. Тульские пчеловоды сейчас смотрят, как их подопечные перенесли холода, и потихоньку готовятся к облету пчел. Так уж сложилось, что на планете эти полезные насекомые переживают непростые времена. Как сообщают некоторые интернет-источники, в иных государствах за десять лет погибло 90 процентов популяции дикой пчелы и 80 – домашней. Мор как-то наблюдался и в соседней Орловской области.

– Сегодня развернута широкая общественная кампания в защиту пчел. Ее ключевой тезис – от этих полезных насекомых зависит треть продовольственной корзины человечества, – говорит президент ассоциации по содействию развития пчеловодства в Тульской области Валентина Пенар. – Стоит вопрос о существовании биологического вида экосистемы вообще. Если резко сократится количество медоносных пчел, то есть вероятность столкнуться с нехваткой продовольственных товаров. Может стать актуальным вопрос сохранения биологического равновесия, экологии и здоровья людей. Главная задача насекомых – опыление культур. Пчеловодство является связующим звеном между растениеводством и животноводством, причем молочное на 60 процентов зависит от кормовой базы, которую представляют в основном медоносные растения. При опылении увеличивается урожайность отдельных культур в 1,5–2 раза, значительно повышается количество семян и плодов.
По словам Валентины Петровны, ассоциация, созданная в 2014 году, не просто формулирует проблемы, но и предлагает способы их решения. Сложностей, конечно, хватает. Это и бесконтрольность работ по обработке посевов, и попадание на рынок недоброкачественной продукции. А само пчеловодство как отрасль, увы, не молодеет. Средний возраст тех, кто качает сладкую продукцию, – 50 лет.
– Защитить внутренний рынок от фальсификата, а также взять пчел под охрану от отравления средствами химизации мог бы регио­нальный закон о пчеловодстве, – убеждена женщина. – В случае его принятия можно рассчитывать, помимо прочего, на гос­поддержку, содействие в реализации продукции местных сельхозпроизводителей, поставку продуктов пчеловодства в детские, образовательные, социальные и военные учреждения. Кроме того, ведем речь о специализированных рынках сбыта. Хорошо, что теперь есть возможность продавать мед на сельхозярмарках в Туле. Хотелось бы, чтобы такая торговля была организована в каждом районе области.
Сегодня в мире мед, конечно, идет не на вес золота, но все равно отношение к нему во многих странах особое. Так, Валентина Пенар рассказала, что в Японии существует социальная программа по обеспечению детей и пожилых людей бесплатным маточным молочком. На душу населения меда там приходится 7 килограммов в год, тогда как в России всего лишь 400 граммов. А в Израиле успешно действует программа «Школьный мед», благодаря которой школьники реже подхватывают простудные заболевания.
– Положительный опыт включения сладкой продукции в рацион детей имеется и в России, – поделилась собеседница. – Так, в Белгородской области на 20–25 процентов снизилась заболеваемость учеников. В этой связи нашей ассоциацией предложена программа поставок меда в тульские детские соцучреждения в целях укрепления здоровья ребят. Надеемся на поддержку инициативы.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий