Экономика

10:39, 07 сентября 2018

Во главе угла – промышленная безопасность

Зинаида КАШТАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Выполнив грандиозную миссию по ликвидации залежей опасных промышленных отходов, Алексинский химический комбинат сегодня берет новые рубежи. Предприятие поставило перед собой важную и, можно сказать, амбициозную задачу – к 2020 году создать производство, не имеющее аналогов в стране. Каким образом оно к этому движется, рассказывает генеральный директор Андрей ПАНКРАТОВ.

– Андрей Александрович, о ваших победах на экологическом фронте сказано немало. Значит ли это, что тема закрыта, пришли другие времена и новые проблемы?
– Да, мы провели большую работу в рамках Федеральной целевой программы «На­цио­наль­ная система химической и биологической безопасности Российской Федерации», и ее положительно оценило правительство Тульской области. Сегодня мы работаем над выполнением поручения президента, правительства страны и Министерства обороны, где большое внимание уделено промышленной безопасности. Бесспорно, это имеет огромное значение для нашей отрасли, поскольку работаем с взрывчатыми веществами. Перед нами поставлены важные вопросы безопасности производства и снижения до минимума травмоопасных ситуаций.
По-прежнему актуальной остается проблема экологии. К счастью, у России есть возможность ее решать. Яркий тому пример – наше предприятие, которое осуществило большую работу в этом направлении. Теперь главное – не накап­ливать отходы. У нас разработан проект, в котором предусмотрено строительство современных очистных сооружений. Мы набрались опыта в этой области и отнесемся со всей ответственностью и профессионализмом. Самое главное: Министерством промышленности и торговли рассматривается вопрос о финансировании с 2019 года нашего предприятия в продолжение той работы, которая ведется.
Политическая обстановка в мире сегодня непростая. Соответственно, мы понимаем, что объемы производства и номенклатура выпускаемой продукции должны адекватно развиваться. Такие вопросы перед нами прямо не ставят, но мы определенные действия предпринимаем. Например, освоили пять новых видов боеприпасов – продукцию, которую комбинат ранее не выпускал.
Другой важный вопрос после промышленной безопасности – автоматизация и уменьшение себестоимости выпускаемой продукции. Мы над этим также работаем, чтобы быть конкурентоспособными на рынке, и в первую очередь с бывшими странами Варшавского договора. Наши некогда союзники, имеющие аналогичное вооружение, стали конкурентами в области поставки боеприпасов и техники. И здесь ключевым параметром для заказчика может стать стоимость и качество выпускаемой продукции.
Но если с качеством в стране всегда все было на должном уровне, то себестоимость отходила на второй план. Мы рассчитываем принять участие в поставке боеприпасов и других видов вооружения, ориентируясь на ценовые показатели.
Цена изделий связана с уменьшением доли участия человека в изготовлении взрывчатых веществ. Это ложится в контекст промышленной безопасности. В этом году мы завершаем первый этап реконструкции нашего оборудования – вредного с экологической точки зрения. Заканчиваем строительство производства нитроцеллюлозы, устанавливаем экологически безопасное оборудование. И, по нашим сдержанным прогнозам, к 2020 году можем создать производство, не имеющее аналогов в стране. Оно будет не только конкурентоспособным, но и заменит поставщиков импортного сырья. На сегодняшний момент мы не имеем ряд нужной продукции, поэтому вынуждены закупать за рубежом.
С вводом нового цеха часть изделий будем производить на экспорт. Сейчас, к сожалению, не можем составить конкуренцию, наши характеристики отличаются от заграничных, да и технологическое оборудование заточено на производство продукции для внутреннего рынка.
Реконструкция позволит улучшить качество и уменьшить себестоимость продукции для нашего основного заказчика – Министерства обороны – и расширит объемы экспорта для иностранных заказчиков.
И четвертое направление, которое было обозначено президентом страны, – это импортозамещение. Сегодня основным сырьем для производства порохов является хлопковая целлюлоза, которая поставляется нам из Узбекистана и Казахстана. У многих поставщиков в учредителях западные, в том числе и английские, компании, поэтому, как наши партнеры будут себя вести в данной политической ситуации, понимаем.
– Значит ли это, что придется менять технологическую цепочку?
– На протяжении почти 50 лет наш комбинат работал на древесном сырье. Так предусматривает техническая документация. В 90-е годы и первую половину двухтысячных целлюлозно-бумажные предприятия утратили технологии, поскольку практически не было государственных оборонных заказов. Держать на плаву производство для специальной военной тематики стало накладно, и все их ликвидировали.
Четыре года назад мы поставили перед собой задачу – создать производство древесного сырья. Произведенная конструкторская разработка показала, что из древесного сырья можно получать необходимого качества продукцию.
Подтверждено это не только физико-химическими анализами, но и баллистическими испытаниями в конкретных системах. Опытно-конструкторскую работу мы закончили год назад, а сейчас работаем над созданием производства в промышленном объеме. Уже получили две тонны агрегатированной древесной целлюлозы, которая полностью соответствует требованиям ГОСТа. В этом году она уже будет применена в штатных изделиях.
– Каковы ее достоинства?
– Во-первых, себестоимость такой целлюлозы на 20 процентов ниже хлопковой, что немаловажно. Во-вторых, можем полностью обеспечивать нашим сырьем всю боеприпасную отрасль страны. Комбинат смог довести его до нужной кондиции, что и доказал год назад. А сегодня создаем производство, которое из древесного сырья будет выпускать основную продукцию. Много по этой тематике было сломано копий на уровне различных структур, но мы поставили в этом вопросе жирную точку. Древесному сырью быть! И в этом году выпустим продукцию с его применением в штатных изделиях, что приведет к снижению себестоимости и обеспечению сырьем всех предприятий отрасли. Это повысит уровень безопасности страны. Немаловажный факт – мы не будем тратить валюту на покупку сырья. Это прямое импортозамещение.
– Чтобы новое направление успешно развивалось, требуются квалифицированные кадры и создание оптимальных условий труда. Что для этого предпринимаете?
– Поскольку мы переоснащаем заводскую лабораторию современными приборами измерения, очень важно, чтобы работники были подготовлены к новым условиям. Надо знать, что мы изготавливаем, какие присутствуют характеристики, соответствует ли продукция установленным требованиям. В этой связи производим переоборудование контрольно-испытательной станции, где будут проводиться баллистические испытания уже готовых изделий. Это очень важный момент. Мы сможем уверенно поставлять заказчику боеприпасы с необходимыми характеристиками. В этом году работа будет завершена. А через два года рассчитываем на открытие ряда производств с новыми технологическими регламентами.
Кроме этого, заботимся о здоровье людей. Провели реконструкцию нашего оздоровительного комплекса, организовали семь бесплатных секций, где могут заниматься не только дети заводчан, но и дети жителей Алексина. Наши работники на льготных условиях посещают спортивные секции, участвуют в соревнованиях. Большое внимание, конечно, уделяем повышению уровня знаний и квалификации персонала, ведь половина сотрудников не имеют профильного образования. Крайне важно, чтобы они понимали, на каком оборудовании работают, с чем работают, чтобы соблюдали все технологические режимы и уделяли внимание технике безопасности.
– Алексинский химкомбинат в отличие от многих предприятий не отказался от социальной ответственности. Эта политика сохранится и в будущем?
– Социальная нагрузка на предприятие значительная, но для нас необременительная, хотя снабжаем водой и ТЭЦ, и половину города. Наша миссия – не только производить продукцию оборонного значения, но и вносить вклад в развитие города Алексина и области. Ситуация в последнее время в корне поменялась, все у нас неплохо. К 2020 году можем стать лидером по выпуску спецпродукции.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий