NULL

Экономика

10:08, 17 мая 2013

Жизнь и кошелек

Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» с 1 января рыночная торговля должна осуществляться в капитальных строениях. Эти требования вызывали тревогу у многочисленной армии продавцов, для многих из которых прилавок – единственное место работы. Да и покупатели опасались – останутся ли привычные места, где можно недорого приобрести продукты, овощи, фрукты?
Без базара
Житель мегаполиса привык к супер- и гипермаркетам. Рай для шопоголиков. Там царит разнообразие, в кондиционированной прохладе можно не без удовольствия прогуливаться вдоль прилавков и выбирать, выбирать, выбирать… Однако такое посещение может нанести серьезный урон кошельку. Впрочем, и уровень жизни в столицах совсем иной.
В глубинке же с дедовских времен привыкли делать покупки на рынке. Здесь свои удовольствия – можно с азартом поторговаться, да и просто пообщаться с продавцом «за жизнь». Ценовой вариант, конечно, куда демократичней магазинного.
В последние три года на районный центр Щекино «наступают» сети. Пока рыночное пространство поделили меж собой «Пятерочка» и «Магнит» – с заметным перевесом последнего. Строится и будущий «Спар».
Конечно, часть населения, особенно работающие граждане, вечерами делают покупки в этих крупных торговых точках. Но поход на базар по выходным даже для них – святое дело. Что говорить о пенсионерах, которые рынку не изменяют.
С начала существования Щекина был здесь колхозный рынок. Селяне привозили свой товар по выходным, а еще в четверг. Так уж сложилось. По этим дням и шла на рынке бойкая торговля. В остальное время ворота были наглухо закрыты.
Ситуация не изменилась и когда собственником рынка стал ЗАО «Щекинский хлебокомбинат». Доход предприятию приносила сдача в аренду торговых мест под открытым небом.
– Руководство хлебокомбината не готово было вкладывать средства в строительство каких-либо крытых павильонов для торгующих, – поясняет начальник сектора по работе на потребительском рынке районной администрации Константин Тимофеев. – Новый закон вообще больше подходит для крупных городов, где обороты рынков высоки и собственники могут позволить себе вложить 300 миллионов рублей в строительство стационарных торговых точек. Наш центральный рынок таких доходов не принесет.
Сейчас он, в соответствии с требованиями нового закона, сменил вывеску – теперь это ярмарка. Торговля осуществляется по-прежнему три раза в неделю. По тому же пути пошли и собственники Гагаринского рынка – управляющая компания «Экожилсервис». Теперь покупатели привыкают к новому названию – «Ясенковская ярмарка».
Ярмарками стали бывший «Строительный рынок» и колхозный в Советске.
– Нет, мы не контролируем их деятельность, – говорит Константин Тимофеев. – Эти полномочия возложены на специалистов Роспотребнадзора. Содержание таких объектов должно соответствовать требованиям СанПиНа: если ярмарки имеют торговые точки, где продают мясные и рыбные изделия, обязательно наличие аттестованной ветеринарной лаборатории. Все это и проверяют сотрудники санитарной службы.
По закону у каждой ярмарки должен быть один собственник. Раньше каждый рынок мог быть поделен между несколькими владельцами. По словам Константина Тимофеева, сейчас за каждое такое торговое предприятие отвечает своя управляющая компания, с которой и спрос за все.
Разгул стихии
Однако помимо ярмарок официальных существуют и стихийные, которые, кстати, тоже весьма популярны у покупателей. Они возникают на бойких местах, где ежедневно проходит множество народу. В Щекине такая «непотопляемая» стихийная торговля процветает у магазина «Восток». Ненадолго разгоняемые полицейскими бабули через некоторое время вновь занимают места, предлагая свой нехитрый товар с огородов. Тут же – китайский ширпотреб. Конечно, примерочных нет, так что подобрать наряд можно только «на глаз».
Те же бабули с раннего утра разворачиваются через дорогу от «Ясенковской ярмарки». Оседлав пустые ящики, поджидают покупателя, разложив товар на газетке. Они не готовы вносить арендную плату, чтобы продать лук-укроп и домашние соленья.
Не пугает и наличие совсем рядышком будки стационарного поста полиции. Впрочем, стражи порядка здесь особенно не пугают пенсионерок своими рейдами. Может, даже жалеют бабулек, стремящихся немножко заработать.
– Конечно, эта проблема многолетняя, – соглашается Константин Тимофеев. – Но мы, опять-таки, не имеем полномочий разгонять стихийную торговлю. Это ведь даже не предприниматели – обычные граждане, официально не зарегистрировавшие свой бизнес. Только полиция может штрафовать торгующих.
Кстати, именно такие несанкционированные торговые точки – единственное место, где можно купить свежую зелень, овощи, ягоды в тех населенных пунктах, где отсутствуют официальные ярмарки или рынки. Например, в довольно крупном поселке Первомайском в свое время закрыли рынок. Вот уже много лет торговля идет на одной из улиц, причем не только овощной продукцией, но и творогом. Несколько раз в неделю известная жителям поселка гражданка выкладывает на столик свежее мясо. Конечно, можно только поверить ей на слово, что продукт качественный и вчера еще бегал по траве.
«Зеркало» торговли
Лукашинский рынок в Щекине – единственный, сохранивший свой статус. Он полностью соответствовал требованиям нового закона, так как изначально строился как комплекс стационарных павильонов, где торгуют всем – от продуктов питания до одежды, обуви и стройматериалов.
– Рабочий проект, по которому мы вели строительство, оказалось, несколько опередил свое время, – считает генеральный директор ООО «Зеркало» Тимур Алиев.
Потомственный врач-офталь­молог, он вместе с двумя друзьями решил заняться бизнесом. Фирму (наверное – в память о профессии) назвал «Зеркало». Предприниматели взяли кредит в банке и в 2006 году принялись осваивать болотистый пустырь в Северо-Западном микрорайоне.
– Отсыпали болото на два метра щебнем, шлаком, песком, – вспоминает Тимур Алиев. – Вывезли восемь КамАЗов мусора. Никто не верил, что у нас получится. Но вот уже с 2007 года работаем, скоро полностью погасим кредит.
Не все шло гладко. В 2008 году, когда разразился кризис, рынок опустел больше чем наполовину. Потом – в соответствии с законом – необходимо было провести зонирование.
– Раньше у нас продуктовые павильоны были в разных частях рынка, но закон требует, чтобы они были оборудованы водопроводом и канализацией, – продолжает директор ООО «Зеркало». – Такие коммуникации проложены только к павильонам первой линии. Она и стала продуктовой зоной. Пришлось расстаться с 20 предпринимателями, выплатив им денежные компенсации.
Площадь рынка впечатляет – почти 7 тысяч квадратных метров, на которых расположены 99 павильонов. И сейчас 80 из них работают. Их арендуют предприниматели, в том числе тульские. Привлекает достаточно низкая арендная плата – 500 рублей за квадратный метр. В многочисленных торговых центрах, открывшихся в Щекине, она составляет 1200–1500 рублей.
– Конечно, конкурируем с ними, – радуется Алиев. – Может быть, у нас не так красиво, как в центрах, но тоже есть отдельное помещение, а сейчас проводим центральное отопление от котельной – надеемся успеть к началу холодов.
Года через два хозяева Лукашинского рынка планируют замахнуться на новое строительство – возвести на свободном участке еще и торговый центр. Обещают низкую аренду и надеются, что предприниматели придут к цивилизованной торговле. Впрочем, и представителей уличной торговли не осуждают – каждому нужно кормить семью.
Елена КОРНИЛКОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий