Общество

12:53, 28 декабря 2023

Прокурор региона Александр Грицаенко: Главное – человеческое отношение к тем, кто к нам приходит

Прокурор региона Александр Грицаенко:  Главное – человеческое отношение к тем, кто к нам приходит

С прокурором Тульской области Александром Грицаенко мы встречаемся накануне Нового года. Конечно, в ходе разговора возникает вопрос о пожеланиях для туляков. «Для туляков? – с улыбкой переспрашивает Александр Александрович. – Да я сам уже туляком себя считаю. Не притулился, как шутят знакомые, а искренне полюбил это место. И людей. О том, насколько скучаю по родному Калининграду, вспоминаю тогда, когда приезжаю туда…»

– Когда два с половиной года назад вы узнали о назначении в Тульскую область, как восприняли это известие?

– Тульский регион был одним из немногих в ЦФО, где у меня вообще не было знакомых, абсолютно новое место. К тому моменту я уже около восьми лет работал в Калининграде заместителем прокурора области. Большой срок. Понимал: что-то должно поменяться. И оно поменялось…

Уезжать, конечно, было трудно. Вся моя жизнь была связана с Калининградом. Там семья, друзья, любимая работа.

А Тула? Из книг знал про оружие, героическую оборону города. А еще про то, что «тульским пряником» в Великую Оте­чест­венную называли противотанковую мину.

– И вот вы приехали на новое место…

– …К новым людям в новый коллектив. У которого особый тульский характер. Это стабильные, твердые, очень трудолюбивые люди.

А с городом мое знакомство началось с архитектуры. Калининградская архитектура отличается крепостями, фортами и бастионами, каменными зданиями с красными крышами. Ну а Тула – это русский дух. Деревянные домики, пусть местами покосившиеся, но все равно милые и теплые. Как из сказок. Когда сюда приезжала моя детвора, они с восторгом говорили: «Папа, это же как домик Бабы-яги».

Но при этом у каждого райцентра в регионе тоже есть свое лицо. Приехал я в Липки. Смотрю – один в один Калининград. Как будто на родину попал. А товарищ объяснил, что город помогали восстанавливать пленные.

Кстати, именно в Туле я узнал, что такое настоящая русская зима. Со снегом, морозом. В прошлом году я встал на лыжи, в нынешнем обязательно продолжу занятия.

Еще одна поразившая меня вещь – мощнейшая оборонная промышленность. И то, как работают директора предприятий. С одной стороны, это грамотные, нацеленные на развитие, жесткие руководители. Да и как иначе удерживать и вести к успеху такие огромные коллективы? С другой – настоящие отцы для своих сотрудников. Которые не только знают, где и какой станок, но и кто стоит за этим станком. Они знают не только имена сотрудников, но и то, у кого какие проблемы, кому какая помощь требуется. Это дорогого стоит. Поэтому, наверное, на предприятия и приходят работать династиями.

– У вас тоже большой коллектив. Как вы выстраивали работу с ним?

– Для начала не стал ничего ломать. Полгода смотрел, кто на что способен. Посетил все районные прокуратуры, пообщался с каждым сотрудником. С кем-то все же пришлось попрощаться. Но в основном же все оказались грамотными, желающими работать людьми.

Еще я старался показать, что я не временщик, который пришел на новое место на год-два. Как только люди чувствуют, что человек – временщик, к нему и отношение соответствующее. И доверия нет.

– Что в эту пору было для вас самым сложным?

– Как ни странно, дефицит общения. Дома рядом были люди, с которыми дружим по многу лет. Здесь же не было ни вечерних встреч с друзьями, ни совместных походов в спортзал. Только работа. Но социум есть социум. Со временем появились увлечения, интересы.

– Каким увлечениям прокурор области посвящает свободное время?

– Однозначно – спорту. Я всю жизнь им занимался, одно время даже про­фес­сио­наль­но. Это самое приятное для меня времяпрепровождение.

– Но вот пролетели два с половиной года. Какими достижениями за это время вы гордитесь больше всего?

– Самое значимое для меня – то, что удалось сформировать коллектив таким, каким он мне виделся, где «один – за всех, и все – за одного». Это люди, готовые выполнять любые задачи, не считаясь с личным временем.

Еще удалось сделать то, на что нас всегда нацеливал генеральный прокурор, – поменять отношение к рассмотрению обращений граждан. Оно стало человеческим. Самое главное для нас – добиться решения проблемы человека и получить от него обратную связь, что все хорошо.

Что касается побед, их немало на самом деле. Огромное внимание уделяем обеспечению жильем детей-сирот, соблюдению прав многодетных семей, семей, воспитывающих особенных детей. К примеру, в нынешнем году во взаимодействии с Алексеем Геннадьевичем Дюминым удалось добиться, чтобы в бла­го­уст­роенное жилье переехали сразу несколько десятков ефремовцев, семья из Товарковского. Кроме того, совместно с органами исполнительной власти разработан комплекс мер поддержки для мобилизованных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важно, что проблемы мы решаем сообща с правительством Тульской области, с федеральными коллегами, с правоохранительными органами. Взаимодействуем со всеми.

– Работая с людьми, пропускаете их истории через себя?

– А как иначе? Я довольно долго работал следователем и очень любил эту работу. Конечно, она черствит, иначе просто не выдержать. Но в то же время – если не пропускать все через себя, то результат получится поверхностным…

Я всегда стараюсь ставить себя на место человека, который приходит со своими трудностями. И поступать с ним ровно так же, как я хотел бы, чтобы поступали со мной.

– От коллектива тоже этого требуете?

– Конечно. Более того, я стараюсь ставить себя и на место сотрудников. Какое-то время назад я и был на их месте… Прошел путь от следователя до прокурора области. Был и заместителем прокурора района, и следователем по особо важным делам, и в командировку я ездил на Северный Кавказ. Всю эту работу знаю изнутри.

– Вы жесткий руководитель?

– Если кто-то не понимает слов, приходится быть жестким. Но я не позволяю себе кричать на людей и оскорблять их. Надеюсь, спокойным тоном получается говорить так, что меня слышат.

– Есть стереотип, что работник прокуратуры – это некий суровый интроверт. Так ли это?

– Абсолютно нет. Когда в магазине я стою с пакетом продуктов, не говорю же: «Я прокурор области, суровый человек, срочно пропускайте меня без очереди». В спортзале, куда хожу, вряд ли кто знает, какую должность я занимаю. И слава богу.

На работе мои коллеги серьезные. А во внерабочее время совсем другие люди. Кто-то поет, кто-то на чем-то играет, кто-то стихи читает или танцует. Все талантливые и имеют разносторонние интересы.

Сегодня сотрудники прокуратуры – высококлассные профессио­налы. Наш надзор распространяется, наверное, на все сферы жизни: везде есть закон и везде есть права граждан, которые необходимо соблюдать.

– Работа в прокуратуре для вас была работой мечты?

– Мечтаний было много, помню, моряком-подводником хотел быть. Но чаще мечтания были связаны с работой в системе правоохранительных органов. Да и пути другого, наверное, не было.

Папа был сначала судьей, потом председателем суда самого большого района в Калининграде, потом ушел в областной суд. Мама возглавляла паспортный стол. Все детство проходило на работе у родителей. На втором курсе Калининградского государственного университета я пришел на практику к следователю. А на четвертом – была практика в прокуратуре. Тогда я понял, что это мое. К концу того же курса поступил на службу.

– За все эти годы не разочаровались в сделанном выборе?

– Ни разу. Просто для каждой ступеньки есть свое время и свой возраст. Когда молодой, хочется бегать, кого-то ловить. На этой работе себя чувствуешь настоящим мужиком. К примеру, сидит перед тобой убийца. И ты должен найти слабые стороны, чтобы он признался: «Да, это я, расскажу, как все произошло». Чистая психология. И интуиция еще. И после этого приходило понимание, что ты делаешь что-то стоящее.

Работа в прокуратуре – это уже более масштабное. Когда ты прокурор, понимаешь, что каждый твой шаг повлияет на кого-то… Как минимум на жизнь коллектива, за который отвечаешь. И надо его тщательно продумать, перед тем как сделать. А лучше продумать все на десять шагов вперед.

– Какие задачи сегодня ставите перед собой?

– Их много. Начиная от самых глобальных, которые мы, безусловно, решаем во взаимодействии с губернатором и правительством региона, и заканчивая уборкой улиц. Помню, некоторое время назад пришлось немножко поругаться. Я тогда только приехал из Калининграда, где снега в таких количествах нет в принципе. На работу ходил и хожу пешком. Первый день иду – снега по щиколотку. Второй – по голень. Третий – по колено. И ничего не происходит. Я собрал прокуроров и сказал, что об их эффективности на своих должностях буду судить по тому, как в течение суток будет убран снег. В итоге составили порядка 90 административных материалов, актов прокурорского реагирования. Но задача была выполнена. Но это только единичный пример.

– Что бы пожелал прокурор области тулякам?

– Туляки – искренние, настоящие люди, которые могут и любят трудиться и делают это с абсолютной самоотдачей. Поэтому пожелать им хотелось бы здоровья, терпения. За любой сложной полосой обязательно приходит светлая. Я в этом ничуть не сомневаюсь. Ну и, конечно, Победы! Это нам всем очень необходимо! И Тула для этого делает все возможное!

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий