Общество

19:54, 07 июля 2014

Простой рецепт

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
  из домашнего архива Михайловых

Семью Михайловых можно было бы считать необычной даже потому, что вместе они прожили без малого четыре десятка лет. Но есть еще кое-что, отличающее их от других «ячеек общества». Глава семейства более 15 раз бывал в походах за Полярным кругом. Некоторые из них повторяли маршрут первооткрывателей.
Готовясь
к юбилею
Познакомились Михайловы на оружейном заводе – она работала  контролером одного из цехов, а он – инженером-технологом. Свадьбу сыграли через два года после первой встречи. Сейчас у них двое взрослых детей: сын Ярослав и дочь Светлана, у которых уже есть свои семьи.
– Сын, так же как и я, окончил тульский «политех», – рассказывает Ангелина. – Все мы работали на оборонных предприятиях – машзаводе, «Стреле», «Сплаве». На последнем до сих пор трудится мой муж Александр.
Рецепт их супружеского долголетия прост – взаимное уважение.
– Все сорок лет, прожитых вместе, обошлись без раздоров, – говорит женщина. – Хотя у нас, как, наверное, и у всех, случались некоторые разногласия по поводу воспитания детей.
В их семье все любят музыку – Ангелина Алексеевна хорошо поет, все остальные домочадцы играют на фортепиано.
На время ремонта крупногабаритный инструмент вынесли в коридор – там он и стоит сейчас, дожидаясь момента, когда закончатся все хлопоты по обновлению интерьера. Поставить точку в этом процессе Михайловы планируют к юбилею своей супружеской жизни, отмечать который будут 7 сентября.
– Мы всегда много ходили на концерты классической музыки, – признается жена. – Что же касается театра, то раньше не пропускали ни одной премьеры, а теперь гораздо реже стали выбираться.
Тяжелый отдых
Впрочем, музыка – не единственное и, возможно, не самое горячее увлечение этой семьи.
– Моя страсть – спортивный туризм, – признается Александр. – «Заболел» им еще в институте. С товарищами ходили в походы по Карелии, Таймыру, горной Армении, Уралу. Знаковым моментом стало знакомство с директором Яснополянской школы-интерната Дорианом Романовым, который по архивам изучал историю туляков-первопроходцев северных широт. Можно сказать, Романов был нашим научным руководителем, и в своих путешествиях мы повторили маршруты первых экспедиций. На Таймыре шли тем же путем, что и они в 1736 и 1742 годах, попутно восстановили два обелиска полярникам и даже в 1976 году сами поставили один новый: титановый парус с текстом из дневника первопроходца на мысе Челюскина – самой северной точке Евразии.
В том походе Михайлов с товарищами исследовали знаки, оставленные первой экспедицией, – деревянные кресты на берегу Северного Ледовитого океана. Находя такой, команда делала тонкий срез дерева с него. Эти артефакты с помощью Романова удалось передать специалистам на экспертизу, которая подтвердила: возраст спилов составляет порядка двух веков, а значит, установить эти кресты могли только первопроходцы.
Александр говорит, что скучать по дому начинал лишь тогда, когда садился в самолет, направляющийся домой. До этого момента у туриста не было времени на сантименты. Поход в Заполярье – тяжкий труд. С собой приходилось нести 40-килограммовый рюкзак. Время путешествия ограничивалось рамками отпуска. За сутки проходили до сорока километров на лыжах, а протяженность всего маршрута близилась  иногда к шестистам.
– Вот так мы и отдыхали, – улыбается мужчина. – Слова «экстрим» в те времена в нашем обиходе еще не было.

Удел сильных женщин
– Когда впервые провожала мужа в поход, мы были женаты всего год, но у нас уже родился ребенок, – вспоминает Михайлова. – Тогда я осознала, что это такое: он уходит на месяц в места, где нет человеческого жилья, нет вообще ничего, кроме снегов. Получить от него весточку возможности не представлялось – сотовой связи в те времена еще не изобрели. Я же выбиралась с ним лишь в байдарочные походы. Детей брали с собой. Сыну было 5 лет, когда его впервые в лодку посадили, дочке – еще меньше. Помню, как мы с Сашей шили дома на «зингере» палатку. Это сейчас без проблем можно купить любое снаряжение, а раньше оно было в дефиците…
По возвращении из походов дома у четы Михайловых собиралась вся туристическая компания. Пели под гитару, смотрели отснятые в путешествии слайды. Из комнаты приходилось выносить мебель – гостей случалось под два десятка человек.
Михайлов до сих пор не оставил туризм  – к 625-й годовщине  Куликовской битвы организовал масштабный сплав по верховьям Дона. И это лишь одна из многих его «вылазок» за последние годы.
– В петровские времена, когда строился российский флот,  лес для него сплавляли по Оке и Упе, – поясняет мужчина. – В районе Иван-озера в Новомосковске баржи перетаскивали до Дона по суше. Мы повторили этот маршрут с той лишь разницей, что у нас были байдарки.
– Быть замужем за туристом – удел сильных женщин, – заключает Михайлова. – Он никогда не бросит своего увлечения, и я  постоянно буду его ждать.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий