Общество

17:14, 13 сентября 2018

Резюме – залог успеха

Юлия МОСЬКИНА

Соискатели предполагают, а эксперты подтверждают: в борьбе за хорошую должность побеждает тот, кто умеет себя выгодно «продавать». Вы можете быть семи пядей во лбу, а под мышкой держать три красных диплома, но все это не поможет, если резюме вы составили неправильно, а на интервью не смогли связать двух слов. Можно ли отправить работодателю шутливое письмо, стоит ли себя приукрасить в резюме и как отвечать на вопрос: кем вы видите себя через 5 лет? Об этом «ТИ» спросили тульского бизнес-тренера Анну Гулимову.

– Наверное, все понимают, что хорошее резюме – короткое и информативное. Но есть спорные моменты. К примеру, стоит ли сопроводить формальное резюме небольшим неофициальным письмом?
– Это дейст­вительно очень спорный вопрос. Есть мнение, что таким письмом вы только отнимете у потенциального работодателя время, что точно не поспособствует его благосклонности. Но я убеждена: писать его все же стоит. Это, во-первых, хорошая возможность выделиться на фоне большого числа других соискателей. Во-вторых, так можно «с порога» продемонстрировать, что вы умеете складно писать и доступно формулировать мысли, владеете техникой. Умение грамотно оформить электронное письмо, казалось бы, банальная вещь, но многие им не владеют. В-третьих, это возможность «зацепить» работодателя, рассказав, почему вы выбрали именно его компанию. Получается, в сопроводительном письме больше плюсов, чем минусов. Другое дело, что нужно вовремя остановиться и не расписывать его на 10 листов. Один-два абзаца – в самый раз.

– Нужно ли писать такое послание в юмористическом ключе?
– Нужно смотреть по обстоятельствам. Если в вакансии явно есть признаки юмора, а на данный момент это зачастую именно так, потому что они рассчитаны на молодое поколение, на «игреков», – стоит. Если сайт компании выдержан в забавном стиле, там есть над чем улыбнуться, то однозначно стоит. Ведь это означает, что компания, в штат которой вы хотите попасть, юмор приемлет и наверняка подбирает себе персонал с аналогичными взглядами. Разумеется, если сайт строгий и консервативный, вольностей лучше не допускать. Они будут неправильно поняты, у нас до сих пор бытует мнение, что юмор и высокий профессионализм – вещи несовместимые.

– Если резюме понравилось и соискателю перезвонили, что нужно уточнить по телефону, не дожидаясь собеседования?
– На мой взгляд, в первом звонке нужно отсеять те вакансии, которые точно не подойдут. Определитесь с главными критериями выбора, а они у разных людей различны. К примеру, если вам нужно забирать детей из сада и в 5 вечера железно уходить с работы – сразу узнайте, во сколько заканчивается рабочий день и как часто приходится задерживаться. Есть люди, которые с трудом переносят разъезды, и им важно, чтобы работа была близко. Им придется первым делом уточнить, где находится офис и в какой он транспортной доступности. Финансовый вопрос важен для всех. Но спрашивать про деньги в первом телефонном разговоре считается неэтичным, да и вряд ли вы получите четкий ответ. Потому что обычно зарплата строится из нескольких частей, и то, сколько человек получит, зависит от интенсивности его труда. Сразу всей правды вам не скажут, потому что компания, точно так же как и соискатель, хочет выглядеть максимально привлекательно.

– В этой связи вопрос: можно ли в резюме или на первом собеседовании немного себя приукрасить?
– Тут все дело в «количестве декора» и величине притязаний. К примеру, соискатель понимает, что в реальности может рассчитывать на зарплату в 20 тысяч руб­лей, но на всякий случай просит 28 – это нормально. То же самое и с качествами. Если мало-мальски владеете компьютером, но в резюме называете себя уверенным пользователем – это допустимо. Но, заметьте, просто пользователем, а не суперкрутым IT-специалистом «стоимостью» 100 тысяч руб­лей. Когда запросы завышены в разы, это уже опасно. Скорее всего, вас быстро «раскусят» и не возьмут на работу. И уж точно не стоит так рисковать в небольших городах. Есть шанс не просто попасть в неловкую ситуацию, а серьезно подмочить репутацию. Особенно если работу искали через кадровое агентство.

– С этим разобрались. Но как вести себя на собеседовании? Нужно ли надеть лучшее свое платье и изображать самого улыбчивого и уверенного человека на свете?
– Презентовать себя в наилучшем виде – стоит. Потому что собеседование – это, по сути, продажа себя как специалиста. Стоит выложиться, чтобы доказать: да, я действительно хочу получить эту работу, я в ней заинтересован. Можно и нужно одеться чуть лучше, чем привыкли в обычной жизни, быть хоть немного разговорчивее, даже если человек вы замкнутый. Нет таких профессий, которые предполагали бы полную изоляцию. Программисты и бухгалтеры, как и все, работают в коллективе и должны уметь посмотреть пару раз в глаза и улыбнуться. Однако изображать то, чего на самом деле нет, – плохая идея. Не стоит пытаться произвести впечатление стопроцентного экстраверта, если человек вы замкнутый. Получите должность, где нужно круглосуточно общаться с людьми, – и тут же «сгорите». Так же как не стоит изображать из себя даму представительского типа в мехах и шелках, если все это великолепие собиралось по соседям.

– Часто на собеседовании задают одни и те же вопросы. Многим интересно узнать, для чего нужно это сакраментальное: кем вы видите себя через 5 лет?
– Обычно такого рода вопросы нужны, чтоб посмотреть, как вы рассуждаете и оцениваете себя, а не чтобы услышать конкретный ответ. Люди, которых такой вопрос ставит в тупик, обычно проигрывают тем, у кого есть некая точка зрения. Необязательно отвечать что-то вроде: через пять лет я вижу себя в вашей компании, но уже не менеджером по продажам, а коммерческим директором. Вы можете совершенно честно сказать, что через пять лет будете молодой мамой. В ваших планах работать еще четыре года, а после – уйти в декрет. И работодателя вполне устроит этот вариант, потому что он увидит, что вы занимаетесь планированием своей жизни, имеете четко расставленные ориентиры.
– Допустим, прозвучал вопрос: почему вы хотите работать именно у нас? Надо ли в ответ рассыпаться в комплиментах компании?
– При прочих равных, преимущество будет у того соискателя, который не поленился залезть на сайт фирмы и узнать о ней хоть что-то. Тут некритично, что скажет человек: «Я прочитал ваш кодекс ценностей, и мне они близки» или «Я понимаю, что мне будет комфортно с вами». Это не комплимент, это указание на конкретный факт: и сразу понятно, что человек сделал аналитику, хоть и элементарную. ИП «Пупкин» понимает, что он далеко не Microsoft, ему будет приятнее, если вместо тысячи неуместных комплиментов он услышит что-то простое и близкое к реальности. И, разумеется, мало что может быть хуже, чем сказать: я разослал 28 резюме, но только вы мне перезвонили.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему