Общество

09:00, 27 июня 2014

Славянск – Луганск – Тула

Анастасия КАЛИНИНА
Юлия АЛЕКСАНДРОВА

В просторной комнате в тульской квартире двое – 13-летняя Соня и ее отец Николай. Девочка – одна из тех, кому в срочном порядке пришлось покинуть Украину и для кого Россия, похоже, станет новой Родиной. С каждым днем таких людей становится все больше. Они все еще остро переживают – каждый свою трагедию. И пытаются начать жизнь. Новую.

Сбежавшие
от бомбового удара
Интонации в голосе Николая невольно вызывают мысли о сладкой южной черешне, «вышиванках» и бескрайнем Днепре. Это даже не акцент – как не назовешь акцентом архангельский говор или кировское оканье. Просто напоминание о месте, где Николай родился, вырос и прожил большую часть своей жизни, – городе Луганске, что на Украине. А вот речь Сони совсем неотличима от выговора какой-нибудь тульской девчонки. Она сидит, сжав коленями ладони, и смущенно улыбается, пока ее отец рассказывает, как он вывозил ее из города, в одночасье ставшего смертельно опасным.
Николай, попросивший не называть его фамилию, родился в Городище, неподалеку от Луганска. В Россию переехал в 1995-м. На Украине остались две его дочери, жившие с бабушкой и мамой.  Не отказываясь от отцовского долга, мужчина регулярно навещал  и своих девочек, и остальную родню. Когда он приезжал в ноябре прошлого года, в городе было все довольно благополучно, хотя в Киеве нарастали волнения. Но ситуация стремительно ухудшалась. Соня, отправившаяся выбирать платье для последнего звонка,  впервые увидела блокпосты и заграждения. И в конце апреля Николая, как и других мужчин из России, уже не хотели пускать на территорию Украины.
– Сначала всех долго мурыжили на границе в Красной Таловке, требовали выписку с банковского счета, – вспоминает Николай. – Но тут подвернулся знакомый – и меня впустили. По дороге в Луганск не встретил ни одной машины. На въезде в город – блокпост. Проверили документы – а кто это был, не знаю. В масках, с автоматами. Хотел сразу же дочку забрать, но директор школы настоял на том, чтобы она окончила восьмой класс,
Следующая поездка на Украину, 31 мая, оказалась еще более сложной. Прорваться через таможню Николаю уже не удалось. Соню до границы на такси довезла старшая сестра, преодолев два блокпоста, где люди в масках придирчиво изучили  все справки и разрешение на вывоз ребенка. Тогда на границе почти никого не было. Но ситуация изменилась уже через сутки, когда на Луганск сбросили кассетные бомбы и люди начали, по словам Николая, «тикать».
Старшая сестра Сони по-прежнему остается в Луганске, она трудится заместителем управляющего банком и не может бросить ни работу, ни семью. Никуда не уехали и большинство одноклассников девочки – они каждый день созваниваются по скайпу и рассказывают, где  в городе прошли танки, а где БТРы.
– Очень грустно было расставаться с друзьями. И я скучаю по ним. Знакомых в Туле пока нет, – делится Соня.
В сентябре девочка пойдет в тульскую школу, а Николай уже в ближайшие дни займется оформлением документов для дочери. Она хочет стать врачом и намерена прилежно учиться. Правда, вызывает беспокойство один школьный предмет – история России.  Ее придется учить заново, ведь  на Украине такой учебной дисциплины не было.

Женщина в беде
Героиня еще одной истории побоялась встретиться с журналистами. Женщина, назовем ее Оксана, сказала, что на Украине остается ее брат и она боится, что ее интервью российской газете может  подвергнуть его опасности. Так что о гражданке из Славянска, 5 мая этого года обратившейся в кризисный центр, рассказали социальные работники.
26-летняя женщина в беде оказалась дважды. Сначала – когда вместе с 4-летним ребенком на руках была вынуждена покинуть родной город  и страну. И снова – когда пожилая тульская родственница, у которой она остановилась, фактически выставила ее на улицу.
– Что там и как было, мы не знаем, – рассказывает директор центра Татьяна Гурова. – И это для нас привычное дело – женщины, оказавшись в беде, боятся рассказывать всю правду, они опасаются, что если мы узнаем какие-то детали, то откажем в помощи.  Но факт критической жизненной ситуации был налицо: молодая женщина с маленьким ребенком на руках, в чужой стране, без средств к существованию, без жилья и без работы.
Оксана столкнулась с набором проблем, типичных для каждого гражданина Украины, в спешке покинувшего свою страну и теперь живущего в России.
На момент обращения в центр у нее не было даже временной регистрации, что, по сути, является нарушением закона. Кроме того, иностранный гражданин может находиться на территории России не более 90 дней. Учитывая сложность ситуации на Украине, для ее граждан в настоящее время этот срок продлен до полугода.
В момент обращения Оксаны в центр у ее сына не было необходимых документов для детского сада, а у нее самой – для устройства на работу.
Специалисты по обычной процедуре составили план помощи женщине. И согласно его пунктам помогли с временной регистрацией, переводом и заверением диплома педагогического вуза… А самое главное – в получении, пожалуй, важнейшего документа – свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании статуса беженки. Эта справка пока единственное удостоверение личности Оксаны на территории России, благодаря которому она уже имеет возможность официально трудоустраиваться, оформить СНИЛС, ИНН и медицинский полис (только если уже имеет статус беженца и не является правонарушительницей).
Пока шел сбор документов, Оксана проживала на временной кризисной квартире, которую тоже предоставил центр. По договоренности с больницей ее сыну провели медосмотр и подготовили документы, необходимые для приема в дошкольное учреждение, а Оксана устраивается на работу в тот же детский сад, куда сейчас ходит ее сынишка.
Сейчас жизнь женщины потихоньку налаживается. К ней приехала мама, и воссоединившаяся семья из Славянска живет на съемной квартире.

Эхо войны
Впрочем, отголоски войн в соседних странах звучат для их бывших граждан, проживающих ныне в России, десятилетиями. Не имея необходимых документов и понимания, как их оформить,  люди годами находятся вне закона.
– Нередки случаи, когда обращаются женщины, еще в 90-х бежавшие из бывших союзных республик в нашу страну, – рассказывает директор кризисного центра Татьяна Гурова. – Процедура признания их беженцами невероятно сложна. К примеру, в конце прошлого года к нам пришла замечательная женщина, гражданка Армении, с двумя детьми, один из которых родился в России. Она хотела получить гражданство РФ, но у нее не было почти никаких документов. Тогда мы не смогли помочь ей своими силами, но надеемся, что в этом году мы преуспеем больше…


Нужна помощь
Оставить гуманитарную помощь для приехавших из Украины можно в тульском отделении «Российского Красного Креста» на ул.  Баженова, 8, и в здании кинотеатра «Спартак» на ул. Луначарского, 12.
***
Денежные средства можно перечислить в фонд «Тульский кремль».
Реквизиты:
Наименование организации: региональный фонд возрождения и развития объектов культурного наследия и поддержки населения «Тульский кремль».
Сокращенное наименование: региональный фонд ВИРОКНИПН «Тульский кремль»
ИНН 7107536245
КПП 710701001
ОГРН 1127154015636
Банк получателя: Отделение № 8604 Сбербанка России г. Тула
БИК: 047003608
Расчетный счет 40703810466000000137
Кор/счет: 30101810300000000608 ИНН банка: 7707083893
КПП банка: 710702001
ОГРН банка: 1027700132195
Назначение платежа: «Благотворительная помощь беженцам с Юго-Востока Украины»  
***
Телефон доверия губернатора: 8-800-200-71-02
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему