Общество

09:06, 16 августа 2017

Воскресший из пропавших

Сергей МИТРОФАНОВ
waralbum.ru

Наше издание продолжает знакомить читателей с уникальными архивными материалами, предоставленными редакции пресс-службой ре­гио­наль­ного Управления ФСБ России. В этот раз мы подробно расскажем о судьбе земляка, который по документам Министерства обороны РФ с осени 1941 года и до сей поры числится пропавшим без вести где-то в Калининской (ныне Тверской) области.

И только сотрудники госбезопасности знают, как же на самом деле сложилась судьба этого человека, вернувшегося из небытия весной 1942-го и задержанного на станции Житово в Щекинском районе.
«23 апреля 1942 года особым отделом НКВД 24-й армии арестован Богомазов Василий Федорович на основании поступивших материалов о том, что он, находясь на службе в действующей Красной армии в качестве командира отделения, в 1941 году в районе города Ржев во время боя проявил трусость, бросил личное оружие – винтовку, сдался в плен немцам, откуда якобы бежал. По выходу из плена на протяжении 1,5 месяца, уклоняясь от службы в РККА, проживал у себя дома». Это выдержка из уголовного дела, по которому можно изучать и географию страны, и историю начального периода Великой Отечественной войны.
Что же удалось узнать о Богомазове? Родился в 1913 году в деревне Ляпищево Плавского (ныне Щекинского) района в семье крестьян-середняков. В партии не состоял. Был женат. В 1934 году уехал в Тулу и устроился там чернорабочим на завод НКПС (сейчас это предприятие «Желдормаш»), а вскоре ушел в армию и служил в Москве. После демобилизации поехал в Щекино, где трудился на заводе «Кислотоупор».
На допросе мужчина рассказал, что в начале августа 1941 года его мобилизовал в РККА Щекинский райвоенкомат. Из Щекина его отправили в Тесницкие военные лагеря. Уже 16 августа бойца послали на фронт в район города Гомель, где он получил в бою ранение – осколок разорвавшейся мины угодил в правую руку. Затем – госпиталь в Воронежской области, а осенью после излечения – снова в бой, теперь уже на Ржевском направлении.
«В районе деревни Белая Церковь, будучи в бою в составе роты, мы были окружены противником и взяты в плен, – пояснял фигурант уголовного дела следствию. – Командованием была дана установка разбиться на мелкие группы и выходить из окружения с боем. Но поскольку была обстановка такой, что нас обстреливал противник со всех сторон, была создана паника – в частности, мое отделение, побросав оружие, разбежалось кто куда. Я, проявив трусость, бросил свою винтовку и бежал в лес. На опушке я был встречен немецкими солдатами, которым сдался в плен».
А теперь обратите внимание на то, как о том же самом эпизоде Богомазов говорил силовикам чуть позднее: «Кто-то поднял панику, что нас окружили, и все начали разбегаться, хотя в действительности я не видел, чтобы нас полностью окружили. Лично я, попав под влияние созданной паники, бросил свое отделение».
Далее, по словам Василия Федоровича, его вместе с тремя другими бойцами немцы обыскали и направили к деревне Белая Церковь. Там оккупанты собрали около 300 советских солдат и отправили их в Ржев в лагерь военнопленных. Пробыл там Богомазов пару недель, а потом предпринял попытку бежать. Ночью прополз под проволочным заграждением и скрылся. Но был пойман немецким патрулем в районе совхоза «Высокое» и посажен в подвал овощехранилища, а потом отправлен в лагерь в Вязьму. И снова побег.
Следователя интересовали любые детали похождений военнослужащего, вплоть до того, при каких обстоятельствах Богомазову удалось вторично уйти в бега. Допрашиваемый пояснил: «В лагере города Вязьма нас посылали на работу по разгрузке баллонов для автомашин, это было на железнодорожной станции. Но так как нас было много, а немецкой охраны мало, я, избрав удобный момент, уходя якобы попить воды, бежал».

Продолжение следует.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему