Спорт

09:00, 13 сентября 2013

Путь к Олимпу

В ожидании прихода в Тульскую область огня игр «Сочи-2014» вспоминаются страницы истории нашего региона, связанные с олимпийским движением.
Первые победы
На Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки состоялся дебют советской сборной: до этого отношения СССР с Международным олимпийским комитетом (МОК) не складывались. В 1920 году МОК оставил без внимания ходатайство Главного управления Всеобуча РСФСР о допуске на игры восьми спортсменов РСФСР в связи с тем, что советская Россия не признала долги царского режима. В 1924 году уже Россия бойкотировала Олимпиаду в Париже «в знак протеста против отлучения от игр спортсменов Германии». До середины 1930-х годов организаторы игр вообще считали представителями нашей страны в МОК русских эмигрантов. Между тем в Советском Союзе были и массовое физкультурное движение, и классные спортсмены, поэтому у нас появилось альтернативное пролетарское спортивное движение – спартакиады.
К 1952 году страна едва перевела дух от испытаний предыдущих десятилетий: коллективизации, индустриализации, первых пятилеток, Великой Отечественной, послевоенного восстановления. Еще не умер Сталин, еще не так давно отменены были карточки, во многих селах жили без электричества, а в городах – ну, может быть, за исключением столицы – и не помышляли о газификации. Так что участие в хельсинкской Олимпиаде стало во многом актом политическим, призванным показать Западу: СССР оправился от потерь и уверенно встал на ноги. Тем ценнее были медали, завоеванные советской сборной. Из них две золотые и серебряную награды за первое командное место и опорные прыжки, а также групповые вольные упражнения с предметом привезла домой мастер спорта гимнастка Екатерина Демина-Калинчук (1922, дер. Житово ныне Щекинского района), положившая начало условной копилке олимпийских медалей Тульской области.
«Екатерина Калинчук в финале выступала первой. Лихо разбежалась, резко оттолкнулась, сложилась в полете, как перочинный ножик, и точно распрямилась. Полет – и красивый, четкий доскок. Судьи явно «постеснялись» дать более высокую оценку, чем 9,5 балла. Но потом выяснилось, что Калинчук действительно зарекомендовала себя отличной прыгуньей. Только Мария Гороховская получила оценку выше – 9,56, но по сумме она осталась второй – 19,19», – писали спортивные журналисты о выступлении Екатерины в опорном прыжке.
Через четыре года, на Олимпиаде в Кортина д’Ампеццо (Италия), конькобежец Евгений Гришин стал чемпионом в беге на 500 и 1500 метров с рекордами мира и Олимпиад, добавив славы тульскому спорту и еще два «золота» на его текущий счет.
Москва-1980
Как участие СССР в хельсинкской Олимпиаде, так и проведение в Москве Олимпиады 1980 года, которую по инициативе США, Канады и Великобритании ряд государств бойкотировали в связи с вводом советских войск в Афганистан, тоже имело политическую окраску. Вопреки продекларированному бойкоту в Москву приехали спортсмены из 81 страны, которые установили 74 олимпийских, 39 европейских и 36 мировых рекордов – больше, чем на пре­дыдущей Олимпиаде в Монреале. Так что олимпизм на играх-1980 восторжествовал над политикой в полном соответствии с замыслами создателя олимпийской хартии Пьера де Кубертена. А улетающего при закрытии Олимпиады в небо над стадионом симпатичного Мишку, смахнувшего лапой слезу, до сих пор с умилением вспоминают и спортсмены, и зрители…
Впрочем, иначе и быть не могло: партия и правительство направили на проведение московской Олимпиады все возможные ресурсы, к ней готовились как к большому государственному празднику. В том числе, конечно, и в Туле, где огонь игр сделал последнюю остановку с ночлегом на пути в Москву.
Олимпиада состоялась в июле, но уже с февраля в нашей области взялись за отбор факелоносцев и группы сопровождения, от которых требовалось уложиться в норматив олимпийской мили – 1980 метров. Тренировались почти ежедневно: бегали по проспекту Ленина от стадиона до артиллерийского училища и обратно. Репетировали и школьники. По сценарию праздника они должны были на восточной трибуне выкладывать различные фигуры разно­цветными флажками. Тренировки шли и в районах, по всему 250-километровому маршруту эстафеты олимпийского огня.
«Мы будто сами готовились выступать на Олимпиаде», – вспоминала факелоносец легкоатлетка-многоборец Валентина Сидорова из Щекинского района, которая бежала на этапе от памятника скорбящему воину до поселка Временного. Общий настрой, желание участвовать в эстафете были таковы, что в том же районе одна из спортсменок, будучи беременной, обхитрила строгую медицинскую комиссию, пробежала-таки с огнем Олимпиады, а месяца через четыре благополучно родила…
На границе с Орловской областью 700-граммовый факел принял двукратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, участник Олимпийских игр в Токио Сергей Терещенков. Огонь Олимпиады выходили встречать практически все жители населенных пунктов, лежащих на пути к Туле, а в областном центре его приветствовали многие тысячи горожан – проспект Ленина был с обеих сторон буквально забит людьми. Большинство из них, конечно, очень хотели попасть на стадион, где проходил большой праздник возжжения Олимпийского огня, но мест там на всех не хватало и многим пришлось довольствоваться двухчасовой прямой трансляцией в эфире тульского телевидения.
Гори, гори ясно
О терактах тогда в СССР не слышали, но меры по обеспечению безопасности участников эстафеты и зрителей были приняты самые действенные. По рассказу двукратного чемпиона Европы среди студентов Валерия Артемова, коньком которого был тройной прыжок, «за три дня до эстафеты нас всех закрыли в гостинице «Москва»: на подготовку и чтобы ни в коем случае ни с кем не случилось ничего экстраординарного». «Я смотрю, как сейчас шествует огонь, – любо-дорого взглянуть, – рассказывал он. – А мы бежали, как солдаты, да еще и под присмотром кагэбэшников, рядом с каждым факелоносцем человек пять в штатском находились».
Но все прошло без эксцессов, хотя и не без накладок, не имевших отношения к безопасности и оставшихся незамеченными окружающими. Так, по словам Артемова, зажигавший на Центральном стадионе чашу Олимпийского огня доцент Тульского политехнического института, участник Олимпиады в Риме Евгений Момотков сначала не мог попасть внутрь из-за обступившей его толпы, а когда добежал, огонь там никак не хотел загораться. «Впоследствии Момотков рассказал, как он волновался: ведь горение факела рассчитано всего на семь минут, а пробежка каждого спортсмена занимала не более пяти, – вспоминал Валерий Артемов. – В итоге чаша все-таки зажглась, Момотков погасил свой факел, а когда потом решил проверить, сколько там осталось газа, то выяснилось, что огонь мог гореть еще максимум 10 секунд».
В Туле олимпийский огонь переночевал, а на следующее утро мастер спорта по легкой атлетике Надежда Алдошина зажгла от чаши эстафетный факел и понесла его дальше по маршруту, на Московскую землю. В Олимпиаде-1980 Тульская область опять не осталась без наград: золотые медали привезли домой велогонщик Виталий Петраков и волейболистка Елена Андреюк, бронзовую – спринтер Сергей Копылов.
Валерий РУДЕНКО
(По материалам местных
и интернет-изданий)
Фото из книги
«100 лет тульскому спорту»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему