Культура

Елена Руднева: Глинка услышал и открыл в народной музыке глубину и красоту

Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: Сергей КИРЕЕВ

Проект «Музейное лето в Туле» продолжается. 21–25 августа в его рамках состоится музыкальный фестиваль «Глинка-Гала», посвящённый 220-летию великого русского композитора. «Тульские известия» об этом писали. Уникальная программа подготовлена благодаря гранту, полученному от Министерства культуры России.

Михаил Глинка — один из основоположников отечественной традиции классической музыки, оказавший и продолжающий оказывать огромное влияние на творчество российских композиторов. Музыкальным идеям Глинки, поставившего во главу угла народную мелодию, следовал наш земляк Александр Даргомыжский. Основы русского музыкального искусства, заложенные Глинкой, развивали Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков — члены «Могучей кучки», созданной в конце 1850-х — начале 1860-х годов Милием Балакиревым. Пётр Чайковский — ещё один преданный последователь основателя отечественной традиции классической музыки.

О человеческих качествах Михаила Глинки, его влиянии на русскую музыкальную культуру и о программе фестиваля «Глинка-Гала» — наш сегодняшний разговор с директором Тульской областной филармонии им. И. А. Михайловского Еленой Рудневой.

 — Елена Юрьевна, торжества, посвящённые 220-летию Михаила Ивановича, продолжаются?

 — Продолжаются. А начались они первого июня, в день рождения композитора, открытием в филармонии планшетной выставки «Михаил Иванович Глинка — великий путешественник», которую подготовил Российский национальный музей музыки, а открыл генеральный директор музея Михаил Брызгалов. На выставку и сейчас можно прийти — познакомиться с историей жизни композитора и послушать, используя QR-код, его произведения, записанные в разные годы.

 — Почему путешественник?

 — Наверное, потому, что он путешествовал и в прямом смысле слова — много ездил, и в переносном — эти поездки были глубоким путешествием в мир разных национальных культур, особенности которых он впитал, переработал и передал нам.

 — О Глинке как о композиторе известно достаточно много. А вот каким человеком был Михаил Иванович? Какие его качества вы отметили бы в первую очередь?

 — Глинка много учился. И учеником он был очень дисциплинированным, очень ответственным. Забегая вперёд, скажу: итогом этого обучения стало создание им новой русской профессиональной композиторской школы. С десяти лет Глинка обучался игре на фортепиано и скрипке. Живя в Петербурге, брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. Попутно замечу, что добросовестно учился он не только музыке: в 18 лет Глинка вторым учеником окончил Благородный пансион при Императорском Санкт-Петербургском университете. В1830 году он отправился в Италию, в Милан, где три года изучал композицию. Затем уехал в Германию — осваивал в Берлине теорию у музыковеда и музыкального педагога Зигфрида Дена. Благодаря большому желанию учиться Глинка получил в Европе хорошую техническую базу — «инструментарий» для композиторской работы.

 — Как же с народной музыкой?

 — Везде, где Глинка бывал, он очень глубоко изучал не только профессиональную музыкальную школу, но и национальные традиции. В 1844 году композитор уехал во Францию, а в 1845-м — в Испанию. Результатом глубокого погружения в испанскую народную культуру стали две увертюры — «Арагонская хота» и законченное уже в России «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Причём Глинка не просто слышал народные темы — он создавал на их основе свои произведения, находил новые композиторские приемы, которые использовал потом, например, при написании в 1848 году той же «Камаринской».

 — Но с русской национальной традицией знакомство Михаила Ивановича началось в детстве?

 — Да, в селе Новоспасском Смоленской губернии, где Глинка родился. Он рос в атмосфере патриархальности, с детства слышал русскую песню во всех её проявлениях и видел бытовые обряды. Он был хорошего дворянского рода с очень серьёзными и глубокими семейными традициями, то есть всё, что касается русскости — русского менталитета, русского искусства, русской народной духовности, он впитал с детства.

 — И знаком был с такими же хранителями русскости, со многими из них дружил.

 — Да. Обучаясь в Санкт-Петербурге в пансионе, Глинка познакомился с Пушкиным, приходившим к младшему брату Льву, с которым композитор учился в одном классе. В годы юности состоялось его знакомство с Василием Жуковским. Именно по совету Жуковского, вернувшись из первой поездки в Европу с обширными планами создания русской национальной оперы, Глинка после долгих поисков сюжета остановится на предании об Иване Сусанине и напишет «Жизнь за царя». Кстати, побывав в Италии, композитор понял самое главное — должны быть национальные идеи. Кто он — этот национальный герой? Какими душевными качествами должен обладать? Какой, как мы сейчас говорим, должен у него быть культурный код? Таким героем для композитора стал Иван Сусанин — человек, радеющий за Отечество, отдающий за него свою жизнь. Был знаком Глинка и с Александром Грибоедовым, автором «Горя от ума», Иваном Айвазовским, о котором композитор потом напишет: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы „Руслан и Людмила“».

 — Богатый круг общения.

 — Потрясающий! Это круг, в котором были русские поэты, писатели, формировавшие новый русский слог, новый русский стиль, опиравшиеся в этом формировании на огромный пласт наследия русского народного языка. Художественный критик и литератор Владимир Стасов, идейный вдохновитель «Могучей кучки», заметил позже: «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Созданный Глинкой музыкальный язык — яркий, хлёсткий, сочный. Но всё это многообразие, всю красоту народных напевов, народных мелодий — и русских, и испанских — он заключил в очень жёсткую качественную форму, которую нашёл, обучаясь за границей. Глинка очень настойчиво искал пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки и в результате создал жанры, в которых стало развиваться всё русское музыкальное искусство — опера, симфонические и камерно-вокальные произведения.

 — Михаил Иванович не только создал русскую композиторскую школу…

 — Он первым представил её за рубежом. В 1845 году в Париже Глинка дал благотворительный концерт, который имел ошеломляющий успех. Это был прорыв. Что показывали до этого на русской сцене? Водевили — небольшие оперы с «разговорными диалогами». Да, они шли на русском языке. А произведения Глинки — не просто на русском языке. Они — русские по сути! По менталитету, по духовной отдаче и по тому, как автор услышал народную мелодию и как её развил. Послушайте «Камаринскую» — как идёт в ней развитие народного наигрыша. Если музыкант талантлив, он так «извернёт-вывернет» народную мелодию, в таких вариантах её споёт либо сыграет! Вот это многовариантное развитие мелодии Глинка показал в «Камаринской». Слышишь и понимаешь, что музыка та же, но в то же время — другая. Каждый вариант основного напева дает новую эмоцию, новую краску, и в этом и заключена притягательность и неповторимость русской музыки.

 — 21 августа, в первый день фестиваля «Глинка-Гала», приглашённый артист Ярослав Тимофеев будет вести концерт-лекцию «От классики к поп-музыке и обратно». Он будет рассказывать о том, как музыка Глинки и потом «Могучей кучки» влияла и влияет на современную культуру?

 — Ярослав будет говорить о классической музыке вообще. О том, как она развивается, как пришла в современную жизнь, как трансформировалась. То есть он расскажет о пути человека от классической музыки в современность и обратно. Это будет не столько анализ музыкального творчества, сколько некое приглашение собеседника к разговору о роли и месте музыкального искусства в современном мире, когда происходит новое обращение к русскому культурному коду, к нашей русской самостийности, к нашим достижениям, когда открывается новое понимание того, что создано нашей нацией — нашими музыкантами, художниками, писателями и поэтами. И зовёт нас к этому уже другая потребность — не утерять то, что имеем, показать, и новым поколениям в том числе, что это есть — чтобы вернуть нашему народу уверенность в его великости.

 — На следующий день состоится выступление Донецкого симфонического оркестра имени С. С. Прокофьева. Какие произведения будут исполнены?

 — Донецкий симфонический оркестр — один из старейших оркестров России. Он был создан в 1933 году, у него очень сильные исполнительские и дирижёрские традиции, и мы рады, что этот коллектив выступит на нашем фестивале. Музыканты только что вернулись из гастрольного тура по городам России, который назывался «Бессмертный оркестр». Кстати, в рамках этого тура коллектив выступал и в Туле. В концерте 22-го августа будет исполнена музыка Глинки и композиторов «Могучей кучки» — Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова. Прозвучат произведения и Петра Чайковского.

 — Наши «Услада», «Визави» тоже вписались в программу «Глинка-Гала».

 — Глинка, повторю, с детства жил в народной культуре, хорошо знал народную традицию. И потому нам хотелось бы познакомить зрителей, так сказать, с первоисточником: в программе ансамбля «Услада» зрители увидят и услышат традиционные формы бытования фольклора — песни, обряды, обрядовые игры… А в программе концерта прозвучат великие произведения русских композиторов, вдохновение для создания которых нередко черпалось из народного искусства.

 — Это будет интерактивная программа.

 — Да. Зрители смогут принять непосредственное участие в представлении фольклорного коллектива, погрузиться в обрядовое действо. Больше половины фольклорных произведений — прикладные: они исполнялись либо во время обряда, в том числе семейного, либо во время трудового процесса, либо были частью календарного праздника, как, например, летние фигурные хороводы.

 — Сцены не будет?

 — Почему же? На Казанской набережной есть деревянный настил. Он и будет сценой. В прошлом году «Услада» представила там свою версию «Сказки о царе Салтане».

 — И, наконец, самое главное событие фестиваля, намеченное на 25 августа, — это «Кремлёвская опера».

 — «Кремлёвская опера» — это гала-концерт, то есть праздник, торжество. Значит, мы услышим лучшие, самые яркие, самые популярные и интересные арии, дуэты и ансамбли из произведений Глинки и его последователей. На одной сцене выступят два симфонических оркестра — Тульский и Донецкий, к которым присоединятся артисты из симфонических оркестров Москвы. Поэтому мы услышим, я бы сказала, в каком-то смысле фестивальный оркестр. Тульский государственный хор тоже выступит в расширенном составе. Но главными персонажами вечера станут солисты двух ведущих театров России — Большого и Мариинского: народный артист России Владимир Ванеев (бас), заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Алексей Татаринцев (тенор), лауреат международных конкурсов Альбина Латипова (сопрано), лауреат международных конкурсов Анастасия Лиманова (меццо-сопрано). Так что это будет большой праздник русской оперной музыки, старт развитию которой дал Михаил Иванович Глинка.

Другие новости