Культура

Функционал не в насыщении, а в восхищении

Соб. инф.
Фото: А. Собинин, кофейник (Тула, 1822 г.): серебро, дерево, золочение, чеканка; 19,5 х 11,6 х 9,5 см. ГИМ/фото предоставлено пресс-службой филиала Исторического музея в Туле 

Жил в Туле в первой половине XIX века Афанасий Собинин – серебряного, чеканного и черневого дела мастер. Чеканил он серебро, оставлял на изделиях клеймо – круглой формы с инициалами. Делал посуду, нужные мелочи для людей из общества, выполнял и спецзаказы.

Работы мастера известны и узнаваемы по лаконичным формам и тщательности отделки, говорят музейщики. И добавляют: серебряный кофейник из собрания Исторического музея – тому подтверждение. Из такого уже вряд ли кто приготовит-попьет кофе: функционал теперь в восхищении, а не в насыщении. А мы напомним, что осенью – 27 сентября – отметим пятилетие со дня открытия в Туле представительства ГИМ. И в этой связи наше издание намерено регулярно рассказывать о любопытных предметах из фондов ГИМ, связанных с историей нашего края.

«Внутри овального тулова видна позолота, объем книзу расчеканен орнаментом из так называемых узких гладких ложек, – описывают предмет специалисты музейного дела. – Ему вторит узор из крупных вычеканенных листьев на крышке. Листья встречаются друг с другом под деревянной пуговкой, за которую нужно ухватиться, чтобы снять крышку. И носик кофейника, и его деревянная ручка как бы на излете, из-за этого силуэт изделия стремится скорее в стороны, чем традиционно вверх».

А еще Афанасий Собинин известен как мастер, делавший серебряные оклады для икон. Традиция «одевать» иконы в нашей стране повсеместно распространилась в XIX веке. Оклады можно считать видом прикладного искусства, в котором были свои правила, однако творческая свобода мастера ничем не ограничивалась. Драгоценные накладки отчасти были призваны сохранять иконы, однако известно изрядное число окладов от несохранившихся писаных ликов святых! Среди них – как раз работы Собинина. Например, в коллекции одного из тульских музеев есть оклад несохранившейся иконы «Апостолы Петр и Павел» с клеймами Собинина и пробирных дел мастера Ивана Артамонова (пробирной службы в России тогда не существовало, государство давало право специальным людям ставить официальные отметки на серебре). «Серебряная» сторона творчества тульских мастеров, к сожалению, изучена не в полной мере. Так что нынешние и будущие историки еще смогут сказать свое слово в этой части краеведения.

Другие новости