Мастер Елена Кашия: Как самим сделать чудо
- 16:49 10 декабря 2025
Фото: Геннадий Поляков
Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: Геннадий ПОЛЯКОВ
Детство в каждом человеке живёт до старости и уходит из жизни каждого, за редким исключением, вместе с самой жизнью. Детство – праздник, вырастающий из любого «пустяка» до вселенских масштабов, или огорчение и боль такого же размера. Это время поиска себя и определение желаний в соответствии с тем, что в себе отыщешь, если повезёт отыскать.
Ей – повезло. Потому её жизнь – до сих пор праздник. И это вовсе не значит, что обошли стороной неудачи, горести, болезни… Это значит, что она их преодолевала, веря в себя и в лучшее, опираясь на то, что отыскала в себе в далёком детстве. «Мне повезло», – говорит она, вспоминая это время. Начнёт рассказывать о том, что было совсем недавно, произнесёт это же слово и словно удивится: а разве у вас не так?..
Сказка, волшебство, чудеса присутствуют в её жизни постоянно. Мне так и хотелось спросить: кто кого не отпускает? Она их? Или они её? Надеюсь, ответ есть в нашем разговоре.
Она – Елена Кашия, мастер по изготовлению игрушек, в том числе ёлочных. Мы с Еленой сидим за столом. Игрушки, расставленные и разложенные на нём, будто говорят: «Скоро ещё одна сказка – Новый год. Если верите в чудо, если стремитесь к нему, вам повезёт обязательно…».
– Елена Александровна, игрушки, ёлочные в том числе, изготовлением которых вы занимаетесь, – это «шлейф» из сказочного северного детства?
– Из детства – в северной сказке жила до 17 лет. Я росла очень подвижным ребёнком. Сама не сидела на месте и не давала покоя другим. Лишь моё умение читать стало для всех «спасением». А чтению я научилась в четыре года. Мама водила пальчиком по строке, читая мне книги, и я потихоньку запоминала буквы. Поэтому в детском саду, чтобы я никому не «мешала», мне разрешали садиться за книгу в любое время. Читала и про себя, и другим детям вслух. Конечно, сначала это были сказки – красивые, яркие, волшебные. А ещё мне как непоседе разрешали в тихий час ходить в Комнату пионеров – она располагалась прямо напротив нашего садика. Там, уже со школьниками, я занималась лепкой и рисованием.
– Рисовали сказочных героев?
– Всё подряд. Преподаватели не сдерживали наши творческие порывы. Каждый ребёнок изображал то, что хотел. Прочитаю книгу, запомню какого-то героя – и начинаю фантазировать, как он выглядит, что с ним может произойти, а потом переношу свои фантазии на бумагу. С одной стороны, к большому моему позднему сожалению, в школьные годы я не посещала ни кружок рисования, ни изостудию. С другой стороны, я занималась изобразительным искусством самостоятельно – писала акварелью и пастелью, рисовала карандашом. Но основным моим занятием в то время стало вязание. Я вязала фигурные узоры крючком, причём часто разными нитками одновременно. Специальные курсы тоже не посещала. Просто у меня очень талантливая мама. Когда у неё выдавалась свободная минута, она занималась не только вязанием – она вышивала скатерти, салфетки. А по папиной линии очень талантливая была бабушка – тоже большая рукодельница. Кстати, мама у меня с Урала, из-под Невьянска Свердловской области, отец – из Грузии, из солнечного Кутаиси. Встретились они в Инте Коми АССР, куда приехали работать и где потом родилась я. Помню, родители постоянно были заняты – маму к тому же избрали депутатом городского Совета. Она у меня шахтёр с подземным стажем, у неё два ордена «Шахтёрская слава». Поэтому большую часть времени я проводила в детском саду, а потом в школе.

– В советских школах был прекрасный предмет – домоводство…
– Прекрасный. Мальчишки строгали-пилили на станках на уроках труда, а мы, девочки, – у нас тоже имелся специально оборудованный кабинет, почти квартира, – готовили, занимались уборкой своего помещения, вязали – учились полному ведению домашнего хозяйства. И прекрасно шили. Сами снимали размеры, делали выкройки. Помню, классе в 7-8 поехали в трудовой лагерь в Краснодарский край – обирать помидоры, огурцы, черешню. Ой, это было сказкой для детей с Севера. Многие первый раз увидели, как всё это растёт… Но, и это, пожалуй, самое главное, – ходили мы там в сшитых собственными руками платьях. У нас, между прочим, у каждой было платье-футляр.
– В Тулу приехали, окончив десятилетку?
– Мама как горняк говорила: тебе, наверное, будет интересно учиться горняцкому делу. Сама она окончила в Свердловске филиал Ленинградского горного института (ныне Санкт-Петербургского университета). Я подумала: вполне возможно. И мы в 1978 году, когда я окончила школу, переехали в Тулу и поселились в так называемом «северном» доме. Здесь уже жили наши знакомые, некоторые, как мы, живут тут до сих пор, как, например, директор школы, в которой я училась, Елена Васильевна Высоцкая. Я сдала экзамены и поступила в Тульский политехнический институт (сейчас университет). Многие удивляются: почему не в художественное училище? Но моим любимым предметом всегда была математика. Успехи в математике, и не только мои, – заслуга нашего необыкновенного педагога Екатерины Васильевны Иванцовой. В моей школе вообще было много сильных учителей – умных, трудолюбивых, строгих и добрых. Из бывших ссыльных. Получив реабилитацию, обзаведясь семьёй, некоторые из них так и оставались в наших краях. Кстати, не только учителя. Это были ссыльные спортсмены, художники, артисты. В Инте был прекрасный театр, в котором играл, например, потрясающий Борис Астанков. Он потом работал на Одесской киностудии. Если говорить о его киноработах, могу назвать «Подвиг Одессы», «Д Артаньян и три мушкетёра», «Волшебный голос Джельсомино», «Хождение по мукам»… Роли в фильмах небольшие, но как сыграны. Из актёров многие уехали: это были большие величины – им нужна была большая сцена и большой экран. Мне просто выпало счастье видеть их работу на сцене нашего театра. Так вот Екатерина Васильевна настолько хорошо нас подготовила, что в Тульский политех я поступила сразу.
– До этого в нашем городе не были?
– Была. Училась в 5 классе и летом приехала в пионерлагерь «Снежинка» в Алексинском районе. Помню, как ездили на экскурсии, были и в Туле – ели пряники, гуляли по парку. Настоящее волшебство для северного ребёнка.
– Вы окончили факультет автоматизированных систем управления и стали работать на одном из тульских предприятий…
– Моя специальность называется «инженер-системотехник». А работать я начала в НПО «Точность» КБП. Работа была интересная, но во время перестройки, как многие, я попала под сокращение и стала искать новое место трудоустройства. Работала в Федеральной службе государственной статистики по Тульской области, в налоговой службе, в ЕИРЦ.
– Знаю, что вы вязали и вышивали и во время учёбы в институте. А когда занялись изготовлением игрушек?
– Будучи ещё студенткой, на день рождения одной из своих знакомых я сшила большую ватную куклу – шута с бубенчиками. Очень хотелось сделать ей подарок своими руками. Но тогда я как-то ничему «ручному» не придавала особого значения. Захотела сделать куклу – делаю. Захотела связать салфетку – вяжу. Петь – пою. Занималась всем и сразу. Всё шло рядом, параллельно, само собой. Осознанное желание серьёзно работать руками пришло, когда у меня появилось время, которого в молодости всегда не хватает, – когда вышла на пенсию. Удивилась роскоши, причём просто сказочной, – я могу заняться тем, чем хочу. И в 60 лет я стала танцевать. И не спортивные танцы, а настоящий буги-вуги. Этот танец исполняется в основном на носках, с напружиненными коленями, мелкими шагами. Я выполняла фигуры, о Боже, с элементами прыжков, перебросов… Исполнению некоторых из них училась долго, но – научилась. Мне повезло, что у меня был профессиональный партнёр. Два с половиной года я ходила в танцевальную студию. Даже предложили выступить в конкурсной программе. Отказалась только потому, что есть девчонки совсем молодые – по 30-40 лет. Им самая дорога на конкурс. Но главное, конечно, – я поняла, что ещё многое могу. Разве это не чудо?..

– А игрушки…
– Их время ещё не пришло. Я тогда, хотя и вышла на пенсию, продолжала работать. Игрушками занялась, когда оказалась на настоящей пенсии – с трудовой книжкой на руках. В общем, изготавливать фигурки сказочных персонажей – людей, зверюшек – я начала лет пять назад. А первый раз показала их на выставке в позапрошлом году в Комнате истории в Центральном парке культуры и отдыха имени П. П. Белоусова. В декабре 2024 года состоялась выставка моих игрушек, в том числе ёлочных, в Мемориальном музее Н. И. Белобородова.
– Была на этой выставке. Ваши ёлочки, грибки, лисички, человечки вызвали большой интерес у посетителей.
– А мне, знаете, мои изделия после демонстрации широкой рублике показались несколько однообразными: человечки и зверюшки в основном сидят. А нужно, чтобы, например, Снегурочка стояла. И стояла в окружении деревьев, кустиков. И я надумала – буду делать их в технике папье-маше. Дело в том, что, когда делаешь валяную игрушку – из шерсти (чем я раньше и занималась), особенно если игрушка достаточно большая, обязательно должны быть подпорки, которые будут её поддерживать. А теперь я беру коробку из-под яиц, размачиваю её – это же готовое папье-маше – промываю как следует, перетираю – руки, конечно, устают, но результат того стоит – добавляю клей ПВА и леплю свои фигурки. Потом раскрашиваю – посмотрите, как реалистично они смотрятся. А ёлочные игрушки сейчас делаю только из ваты. Сегодня она мой любимый материал для их изготовления. Она таит в себе беспредельные возможности. И хотя первые мои ватные игрушки казались мне очень примитивными, я была бесконечно рада уже тому, что они у меня получались.
– Ваши изделия хочется разглядывать…
– Игрушку и надо разглядывать. Брать в руки и рассматривать со всех сторон. Каждая деталь, оттенок цвета – для размышления. Потому мне и хочется добавлять как можно больше тонкостей в свои изделия. Даже для простого вопроса: а как это сделано? Хочется и пуговичку «лишнюю» пришить, и позу интересную придумать, и выражение глаз ухватить и углубить…
– Лица человечков, мордочки зверюшек сделаны не из ваты…
– Из незапекаемой глины. Её называют ещё самозатвердевающей. Она используется только для лепки и не требует термической обработки. Застывает при комнатной температуре, поэтому подходит для изготовления игрушек, бижутерии, элементов декора. Готовую игрушку расписываю акриловыми красками и покрываю акриловым лаком. Это придаёт ей, особенно ёлочной, яркость и живость. Праздничность.
– Оказывает ли волшебное влияние на вашу жизнь день вашего рождения – сказочный день года, 1 января?
– Я родилась 30 декабря, а родители решили записать 1 января. Без сказки с ёлкой и у них не обошлось, хотя оба были уже совершенно взрослыми людьми: папе 45 лет, а маме – 37. Мама звонит папе, говорит, что собирается рожать, и просит его прийти, а он ей – ёлка поставлена, сиди под ней и жди меня, сейчас буду. Вместе пойдём и родишь. Прийти папа не успел – через полчаса мама «не вытерпела» и сама пошла в роддом, а папе сообщили о моём рождении.
– 30 декабря – преддверие сказки, когда все начинают чувствовать приход волшебства…
– Знаете, живу так, будто волшебство всё время меня где-то ждёт. Хотя, говорила уже, мы с ним и так часто встречаемся. И это так хорошо, что пожаловаться ни на что не могу, хотя выпало на мою долю тоже немало. Просто я за всё говорю судьбе «спасибо». Я всегда верила и верю, что над каждым человеком, когда на его плечи ложатся непомерные трудности, распускаются крылья ангела. Или для того, чтобы укрыть от более тяжких испытаний, или для того, чтобы помочь взлететь – воспарить над навалившимися неудачами, болезнями, бедами. И эти крылья словно в благодарность за веру в них, в их силу, охраняют нас. Но лично я вижу волшебные моменты не только в этом. Их много и в так называемых «мелочах». Моя родина – суровые северные места. Но в них столько торжества, силы, добра, правды… Морозы – жуткие. Но и в такое время маленьких детей везут на санках в садик. У школьников отменяют занятия, а они гурьбой бегут на улицу, в кинотеатр, друг к другу… Я это видела и в этом жила. У нас бывали периоды отключения света в домах, и тогда мы все собирались и шли в школу: наша первая учительница Ираида Васильевна Несвятаева на своём месте в любое время…

– Одним словом, дружите с волшебством всю жизнь…
– У Сергея Трофимова есть песня «Город в пробках», а в ней такие слова: «Вроде бы взрослые люди, а в голове ерунда. Мечтаем, как дети, о чуде…». Человек, вне зависимости от возраста, всё равно хочет чуда. И с теми, кто этих чудес ждёт, они происходят. Какой бы жёсткой ни была порой жизнь. Мы сами эти чудеса и делаем. Надо только не жалеть себя… Не зря же Новый год существует, а с ним и волшебство. И оно приходит ко всем – вне зависимости от дня рождения.
– У вас сейчас время и на путешествия нашлось…
– Да, в моей жизни появились ещё и эти сказочные моменты. Сначала путешествовала по Тульской области. Это были поездки выходного дня по дворянским усадьбам, музеям. Потом ездила на экскурсии в Москву. Но мне очень давно хотелось попасть на Байкал. Чтобы заработать на путёвку, я год продавала хлеб в киоске. Во время этой поездки побывала и в Якутии. Даже посчастливилось встретить якутский Новый год, который отмечают летом. И на Ленских столбах мы с группой побывали, и на теплоходе покатались, и выставку алмазов посетили… Сказка. Мне и в Калининград удалось съездить. Но было бы ещё сказочнее (я просто мечтаю об этом), если бы пенсионерам позволили путешествовать по родной стране, пользуясь скидками. А ещё лучше – сделали бы нам что-то вроде Пушкинской карты. Надеюсь, это волшебное событие тоже скоро случится.