Без срока давности

14:03, 05 марта 2022

Похоронены в колхозном саду «Знамя революции». Как погибли Губекан и Мищенко

Похоронены в колхозном саду «Знамя революции». Как погибли Губекан и Мищенко

16 марта 1942 года. В этот день представитель воинской части ответственный секретарь партбюро политрук С. И. Шевченко, председатель Жаличневского сельсовета Алексинского района Михаил Михайлович Мошкин, председатель колхоза «Знамя революции» Екатерина Афанасьевна Коннова и секретарь сельсовета Мария Петровна Тарасова составили акт о злодеяниях, учиненных солдатами вермахта.

В документе, который редакции в рамках проекта «Без срока давности» предоставила пресс-служба Управления ФСБ России по Тульской области, сказано, что 16 марта были произведены похороны 2 красноармейцев.

1) Иван Никифорович Губекан, электромонтер Алма-Атинского «Трамвайтреста». «Командир; точно установить не представилось возможности, какой именно командир; не было знаков и из документов оказалось одно удостоверение Алма-Атинского «Трамвайтреста»».

2) Платон Георгиевич Мищенко, Казахская ССР, город Алма-Ата, колхоз «Веселая жизнь». Красноармеец.

Тела этих бойцов предали земле в колхозном саду «Знамя революции» над дорогой у берега реки Оки.

Те люди, которые составляли акт, указали: на трупах обнаружены следы «зверских издевательств немецких извергов над героями». Так, Губекан получил не только ранение правого плеча – «череп и лобовая часть разрублена, на правой и левой щеке вырезаны ленты от ушей до бороды, борода раздроблена». Досталось от врага и Платону Мищенко – «у левой руки вся кисть и пальцы изломаны и ободраны». Копии акта сельсовет переслал в Алексинский райсовет и в Алма-Атинский военкомат для вручения семьям, «военкомату высланы и документы».

Между тем, на сайте pamyat-naroda.ru указано: Платон Мищенко, красноармеец 843-го стрелкового полка 238-ой стрелковой дивизии 49-ой армии убит 5 ноября 1941 года и захоронен около деревни Воронино Серпуховского района Московской области. В документах Центрального архива Министерства обороны России приводится и домашний адрес бойца: г. Алма-Ата, Бельбулакский сельсовет, колхоз «Веселая жизнь», Мищенко Е. Д. (отец? мать? супруга?). Платон Мищенко в наши дни значится похороненным в братской могиле в д. Воронино Жуковского района Калужской области, в могиле лежат останки 193 военнослужащих РККА, все (!) известные. Причем дата захоронения – май 1995 года. «Перезахоронены офицеры, сержанты и солдаты 238-ой стрелковой дивизии и 5-ой гвардейской дивизии из братских и одиночных могил вблизи д. Воронино», – говорится в паспорте воинского захоронения. При этом почему-то названо только одно (!) место, откуда переносили останки, – Малеево. По-видимому, останки Мищенко на самом деле так и лежат в том саду или же в послевоенное время, при укрупнении могил, были перенесены в какую-то братскую могилу на территории Тульской области? С этим еще предстоит разобраться поисковикам, краеведам, музейщикам или историкам. Что касается Ивана Губекана, то о нем сведений на сайте pamyat-naroda.ru обнаружить не удалось.

Как следует из рассекреченной докладной записки от 16 октября 1944 года «О зверствах и злодеяниях немецко-фашистских захватчиков над мирным советским населением в период немецкой оккупации Алексинского района Тульской области» на имя заместителя начальника Управления НКГБ по Тульской области, подготовленной начальником Алексинского районного отделения УНКГБ, «в деревня Жаличня немцами расстреляно два военнопленных (военнослужащих) – Губекан Иван Никифорович и Мищенко Платон Георгиевич».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА

На снимке: реконструкция событий 1941 года

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий