Без срока давности

15:29, 18 августа 2021

Три пули

22 июля 1944 года учительница Болоховской НСШ (неполной средней школы) Антонина Даниловна Лаврушина составила акт о злодеяниях немецко-фашистских войск и их пособников на территории Болоховского (ныне Киреевского) района. Лаврушина, оформляя документ, предоставленный редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, опиралась на слова работницы детсада при шахте № 19 Елены Платовны Русаковой (у нее во время оккупации погиб муж) и заведующей здравпунктом при той же шахте Зинаиды Ивановны Ревякиной.

«Достойным сыном Родины был Русаков Василий Павлович, который родился в 1901 году в селе Пятницком Болоховского района, – говорится в документе, – всю сознательную жизнь он отдал делу восстановления и расцвета народного хозяйства нашей страны. По первой партийной мобилизации 29 июня 1941 года ушел на фронт на защиту Отечества, но после ранения был отпущен домой на полтора месяца, вернулся 15 октября 1941 года».

Поселку Болохово (ныне это город) угрожала опасность оккупации – и Болохово действительно было захвачено гитлеровцами. По заданию райкома партии Русаков, а также советские патриоты Пчеленок и Голубев остались проживать в Болоховском районе. 18 ноября 1941-го – перед вступлением немцев в Болохово – Русаков вместе с женой Еленой направился в сторону поселка Шварцевский, где у него имелась старая квартира. Супруги прошли половину пути, а тут началась перестрелка. Пришлось возвращаться. На следующий день, 19 ноября, поселок Болохово был оккупирован. Русакову пришлось скрываться. Время было тревожное, смутное. Связь с Пчеленком и Голубевым мужчина потерял – и впоследствии друг друга они так и не нашли. Несколько дней Василий Павлович скрывался недалеко от девятнадцатой шахты. Затем принял решение «пробираться к своим, переоделся и пошел, дошел до Щекино, но там был задержан немцами, они сочли его евреем, ему удалось бежать и вернуться снова на девятнадцатую шахту». Как указано в документе, Русаков убедился в том, что возможности уйти к своим у него нет, и «решил использовать все для борьбы с немцами». 2 декабря он «вышел на работу вместе с другими, нащупал почву для организации партизанского отряда, на другой день (3 декабря) снова вышел на работу и был взят (то есть задержан. – Прим. ред.) и отведен в штаб на шахту № 18 предателями N и F». Утром 5 декабря N и F «вместе с фашистскими мародерами повели честного гражданина-патриота на допрос. Свободолюбивой натуре Русакова нелегко было идти под конвоем гнусных людишек, да и он знал, что его ведут на издевательства и пытки, и он решил бежать. Его начали преследовать и стрелять в него, он был ранен, но добежал до деревни Быковка, забежал в первый дом, надеясь, что его спрячут, но Сидоровы (фамилия изменена. – Прим. ред.) не пустили его в дом, и он был добит во дворе Сидоровых подоспевшими мародерами».

Сидоровы по приказу оккупантов раздели труп. Убитого отнесли в воронку около деревни, куда сносили тела всех расстрелянных и замученных советских людей. Возможно, эта информация станет отправной точкой для работы поисковиков в окрестностях Быковки.

Прошло восемь дней после убийства Русакова. Предатель F все эти дни пытался найти жену Русакова – Елену Платовну. Но она все время скрывалась. О том, что случилось с супругом, женщина узнала от других.

14 декабря 1941 года под ударами красноармейцев гитлеровцы поспешно оставили Болохово. Елена Платовна Русакова пошла искать тело мужа, обнаружила около Быковки воронку. Поиски в ней продолжались несколько дней! Так много трупов лежало в воронке... На третий день женщина нашла своего супруга. На его теле виднелись три пулевых попадания: две пули угодили в область груди, третья – в затылочную часть. Тело Василия Русакова из Быковки перевезли в Болохово и похоронили в братской могиле. А вот что стало с телами остальных граждан? Были ли они также похоронены в Болохово или же в других населенных пунктах района? Или так и остались в Быковке?

«Так погиб от рук цивилизованных немецких палачей прекрасный человек, преданный член партии, патриот, отдавший жизнь за честь и независимость советского народа и священной Родины», – такими словами заканчивается акт о злодеянии гитлеровцев.

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий