NULL

Без срока давности

15:48, 11 августа 2021

Дело Бурбело

«В районе города Любляны карательный полк СС «Варяг», в составе которого я находился, продолжал вести вооруженную борьбу против югославских партизан. Будучи бессильными вести наступательные бои против партизан, мы в большинстве случаев вели оборонительные бои, обороняя Любляны от партизан. Все же окрестные населенные пункты нами по-прежнему подвергались ограблению и опустошению. Но далеко от Люблян мы не выезжали, боясь нападения больших отрядов югославских партизан». Это выдержка из недавно рассекреченных материалов Управления ФСБ России по Тульской области, касающихся деятельности человека, на след которого сотрудники госбезопасности вышли спустя несколько лет после войны.

Григорий Бурбело, когда началась Великая Отечественная, проживал на территории Херсонской области. До конца 1943-го работал в колхозе – да-да, оккупантами колхозы не распускались. Со слов Григория, как-то гитлеровцы устроили облаву и всех задержанных мужчин, включая Бурбело, направили в город Николаев, в лагерь (там содержались как военнопленные, так и гражданские – несколько тысяч человек). Они рыли противотанковый ров вокруг города. В Николаеве Бурбело пробыл до марта следующего года. А потом его и еще порядка 200 человек отправили в Крайсберг, где Григорий находился до августа. Занимался строительством дорог, заготовкой дров. Потом молодого человека посадили в эшелон и поезд повез его в Клагенфурт (Австрия), в очередной лагерь. Строил тоннель. И там находился до освобождения английскими войсками в мае 1945-го. А после оказался в распоряжении советского командования. Такие «песни» поначалу «напевал» Григорий на допросах. Его спросили прямо: служил ли он в немецкой армии? «Нет», – слукавил Бурбело. Но потом понял, что придется говорить правду. Он пояснил: в лагере в Николаеве был до марта 1944-го, туда ежедневно приходили немецкие пропагандисты, агитируя лагерный контингент вступать в немецкую армию. Мол, кто согласится – тот будет хорошо обеспечен, в достатке будет жить и семья. Говорили агитаторы и о том, что Красная Армия разбита. «После соответствующей обработки в антисоветском духе молодежь, которая размещалась в отдельном бараке, посчитали как созданный батальон для службы в немецкой армии, – объяснил Григорий. – Всего в отдельном бараке находилось человек 400. В марте 1944 года к нам приехали белоэмигранты, которые отобрали 200 человек и увезли в Германию в город Крайсберг. В числе отобранных находился и я».

В Крайсберге Бурбело и других «новобранцев» ждали строевая подготовка, изучение оружия, тактические занятия. Примерно в сентябре обучение завершилось, «и из нас уже сформировали батальон, которым командовал белоэмигрант капитан Семенов. Так он и назывался – Семеновский батальон, состоящий из 200 человек охотников, так как нас всех называли не солдатами, а охотниками. В сентябре весь батальон был передислоцирован в город Штайн (Югославия), где мы находились месяца два».

ДОСЬЕ

Со слов Бурбело, Семенову было около 50 лет. Среднего роста. Плотного телосложения. Волосы черные. Лицо круглое, но худощавое. Носил вставные зубы из желтого металла.

Далее Григорий Бурбело поведал о том, что батальон в полном составе раза четыре выезжал в горы на борьбу с югославскими партизанами. «Но в это время батальон боев с партизанами не вел, так как партизан ни разу не видали. Мирных жителей не трогали и населенные пункты не уничтожали. Примерно в декабре наш батальон передислоцировали в город Любляны, где мы находились до капитуляции немцев». В Югославии батальон пополнили, сформировав на его базе полк «Варяг», который возглавил уже упомянутый нами Семенов. После капитуляции «Варяг» посадили в эшелон – и он поехал в Австрию, где сдался английским войскам.

Бурбело уже не скрывал: в Люблянах полк «Варяг» неоднократно участвовал в борьбе против югославских партизан. Партизаны-одиночки задерживались и расстреливались – как немцами, так и «варяжцами». «В проводимых операциях по борьбе с партизанами я принимал такое же участие, как и все солдаты полка «Варяг», – признавался Григорий. «Варяжцы» в ходе антипартизанской борьбы отдельные населенные пункты уничтожали полностью, а в некоторых населенных пунктах дома партизан сжигали частично. Имущество сгорало вместе с постройками, а скот «варяжцы» угоняли с собой. Бурбело утверждал, что «жители населенных пунктов, которые подвергались уничтожению, из домов выгонялись и уходили, как видно, в другие населенные пункты».

ДОСЬЕ

Григорий Андреевич Бурбело родился в 1925 году в селе Ищенка Больше-Александровского района Херсонской области. Окончил 7 классов. В ВКП(б) не состоял. Холост. После войны проживал в Тульской области в пос. Таптыково, работал бетонщиком в «Энергострое». В феврале 1944-го добровольно поступил на службу в батальон особого назначения, переименованный впоследствии в полк СС «Варяг». Принял присягу. Носил форму. Был вооружен винтовкой. Прошел военную подготовку. С августа 1944 года и до мая 1945-го неоднократно участвовал в боевых операциях против югославских партизан, в ограблении населения, в уничтожении населенных пунктов. Арестован в 1948 году, осужден Военным Трибуналом войск МВД Тульской области 10 января 1949 года и приговорен к 25 годам лишения свободы.

Расширенный материал о том, чем во время войны занимался Григорий Бурбело и как на его след вышли тульские чекисты, будет опубликован в ближайшем номере газеты «Тульские известия».

На фото: Григорий Бурбело

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий