Культура
14:37, 06 февраля 2024
Жуковский, стимпанк и просто красавец
Елена Кузнецова
Сергей Киреев
Проект «Музейная зима в Туле» открыл февральскую программу тремя культурными событиями, столь же яркими, сколь различными стилистически.
Романтик из Мишенского
«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина… Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят», - писал один из самых авторитетных литературных критиков позапрошлого столетия Виссарион Белинский.
Известный сегодня каждому школьнику Василий Жуковский был не только литературным наставником будущего «солнца русской поэзии», но и основоположником поэтического романтизма как направления. Воспитатель юного цесаревича Александра – будущего императора Александра II, автор текста государственного гимна Российской империи. Реформатор, введший два новых стихотворных размера, блистательный переводчик поэзии и прозы, автор элегий, романсов, баллад, эпических произведений… Это все – о Василии Жуковском – нашем земляке.
Родился будущий поэт в селе Мишенское в нескольких километрах от Белева.
Усадьба, где он провел детство, была уничтожена оккупантами в годы Великой Отечественной войны, и подлинных предметов-свидетелей жизни Жуковского сохранилось ничтожно мало. Собрать их воедино стало возможным общими усилиями Тульского музейного объединения, Государственного архива Тульской области и Тульской областной научной библиотеки.
В экспозиции «Жуковский и Белев», открывшейся в выставочном пространстве «Фонд искусств», представлено более 50 предметов, среди которых - издание «Ундины» с дарственной подписью Жуковского государственному секретарю, знаменитому российскому реформатору Михаилу Сперанскому, архивные документы и планы усадьбы.
Всего на один день из Государственного архива Тульской области были доставлены подлинник метрической книги Покровской церкви села Мишенское с записью о рождении Жуковского и заверенная копия формулярного списка о военной службе младшего адъютанта Василия Жуковского.
Белевское кружево, образцы традиционного тульского костюма, фарфоровый сервиз XIX века, филимоновская и белевская городская игрушка – дополнили выставку, приуроченную к годовщине рождения первого романтика русской поэзии.
Шарики за ролики
Альтернативная реальность, где научная фантастика сливается с антинаучной фантазией, царство механизмов, эстетика футуризма, свобода творчества – далеко не все эпитеты для описания фестиваля стимпанк-культуры «Ferrum», уже во второй раз прошедшего в Туле, на территории творческого пространства «Девятка», в Кустарном антимузее, арт-пространстве «РемесЛофт» и ремесленном дворе «Добродей».
Превращение металла в произведение искусства – для туляков тема привычная. Но взгляд на нее нынешней зимой – новый и смелый.
Необычные мастер-классы, уникальные винтажные вещицы из стимпанк-маркета, фантастический костюмированный бал – на фестивале было на что посмотреть. А центральная локация – выставка арт-объектов задержится в Туле до конца следующей недели.
Художники по металлу, творящие в направлении стимпанк, съехались на «Ferrum» из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Калуги, Челябинска, Архангельска и Донецка.
Есть, безусловно, достойные мастера и в своем отечестве. Кузнецы, самоварщики, оружейники – наши земляки с металлом всегда были на «ты».
Старенький ВАЗ-2109 в тульской мастерской стал «межвременным скитальцем», с трудом узнаваемым под всевозможными деталями и механизмами, которые однако, не помешали автомобилю добраться до выставки своим ходом.
Отныне «Девятка» станет символом «Девятки» - тульского креативного пространства, смело объединяющего различные стили и направления, наряжая традиционную культуру в современные формы.
Такой же, но с перламутровыми пуговицами
Готовясь продолжить «Музейную зиму», Тула встретила экспонаты будущей выставки «Красавец мужчина. Мужская мода рубежа XVIII - XIX веков» из собрания Государственного исторического музея.
238 предметов – от кафтанов, фраков, жилетов и разнообразных тканевых деталей костюма до пуговиц, пряжек, булавок и аксессуаров привезены из Москвы и разместятся в тульском филиале ГИМа, где уже завершается монтаж выставочного пространства для «Красавца мужчины».
Оно будет оформлено в белом, ярко-зеленом и розовом тонах, контрастируя с неброской цветовой гаммой предметов гардероба модников 1770-1830 годов.
Этот период в Европе характеризует смена модных тенденций: мужской костюм стремится к упрощению. Яркость, декоративность и обилие украшений сменяются лаконичностью, монохромностью, более строгим консервативным стилем без показных излишеств.
На первый план выходит качество кроя и пошива, и хорошим тоном становится сведение декоративности к единственному акценту, подчеркивающему статус, достоинство и значимость носителя.
Тульский зритель увидит, помимо самих костюмов рубежа эпох, модные аксессуары того времени: перстни, табакерки, лорнеты, зрительные трубки, карманные часы, несессеры и шпаги.
Ветреная барышня – мода, не в силах устоять перед такой красотой, сохранила детали того самого мужского костюма на протяжение двух веков. Среди прочего до наших дней дошли такие привычные современным мужчинам жилет, галстук и даже подтяжки…
- Женской моде рубежа XVIII-XIX веков повсеместно уделено немало внимания, а мужская обычно остается на втором плане, - рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник ГИМ Наталья Виноградова. - Мы покажем очень интересный период в этой моде – время эксперимента, когда складывался новый идеал мужской красоты.
Ранее на тему
31 января, 14:05
16 января, 15:50
11 января, 13:01
05 декабря, 14:35