Тульская электроакустика укрепляется на мировом рынке
- 14:12 26 марта 2020
Завод «Октава» расширяет географию поставок. За прошлый год выручка от реализации продукции выросла здесь более чем на 60 процентов.
В чем секрет столь значимого рывка и какими продуктами предприятие покоряет рынок, рассказывает его генеральный директор Владимир Саух.
Взлет на 60 процентов
– Владимир Михайлович, вы, вероятно, знаете «секрет на миллион», который позволил реанимировать завод из состояния глубокой стагнации…
– Это была непростая задача, но мы с ней справились. Я говорю не только о себе, но обо всей команде сотрудников, которые принимали участие в процессе. Действительно, до перехода в прямое управление Госкорпорации Ростех завод был в непростом положении. В 2016 году выручка упала на 30%. Причины? В первую очередь, отсутствие инвестиций многие годы, маркетинговой политики и продаж.
После перевода завода в прямое управление Ростеха появилась новая команда. Для того чтобы восстановить предприятие в предбанкротном состоянии, мы провели анализ его деятельности и выявили перспективные направления разработок. Как следствие, создали стратегию развития до 2025 года. В неё вошли: план модернизации производственных площадей, новая продуктовая стратегия, система продвижения продукции.
Параллельно мы начали развивать сегмент гражданской продукции. Далее «Октава» провела ребрендинг и разработала новую упаковку. Все эти меры в совокупности и привели к резкому росту выручки в 2019 году.
– Чего удалось достичь в абсолютных цифрах?
– Общая выручка в 2019 году составила 272 миллиона рублей, в том числе от основной реализации — 228 миллионов 611 тысяч рублей, что на 61,5% выше прошлого года.
– Но вы же не остановитесь на достигнутом?
– Риторический вопрос. Мы и сейчас продолжаем научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), модернизацию информационных систем и лицензирование. Запускаем в серийное производство новые продукты, участвуем в международных выставках, где демонстрируем свои изобретения. Таким образом, постепенно расширяем долю не только на российском, но и зарубежных рынках.
– Вы сделали акцент на инвестициях. Какие же вложения предполагаются в развитие легендарного предприятия российской электроакустики?
– Инвестиционная программа завода рассчитана до 2022 года. На средства инвестиционной программы завод планирует закупить современные станки, модернизировать производство и расширить продуктовую линейку. Таким образом, мы обеспечим производство электроакустической аппаратуры с учетом запланированного роста производственной мощности.
Вначале будет станок
– Насколько планируете обновить станочный парк?
– За четыре года по программе модернизации на заводе планируется заменить до 50% оборудования, измерительных приборов и аппаратуры для оценки качества выпускаемой продукции.
Внедрение группы токарных станков с числовым программным управлением, универсальных фрезерных станков, оборудования для сборки и термообработки приведет к кратному повышению повторяемости и росту качества продукции в целом. Специализированный обрабатывающий центр ускорит изготовление опытных образцов новых изделий. Это отразится на темпах перевода НИОКР в серийное производство.
Инвестиции в производство, рост производительности труда уже на первом этапе позволили увеличить объем выпуска продукции на 60% по сравнению с 2018 годом.
Биометрия по-тульски
– Владимир Михайлович, возвращаемся в день сегодняшний. Вы упомянули о росте гражданской продукции.
– Продажа микрофонов, гарнитур и комплектующих к ним принесла предприятию 146 миллионов 264 тысячи рублей. Рост выручки от реализации гражданской продукции по отношению к 2018 году составил 87%.
– Можете рассказать о стабильной продуктовой «серии» и новинках 2019 года?
– Начну с новинок. На музыкальном рынке мы представили вокальный микрофон МК-119. Он создан на основе широкомембранного капсюля популярного микрофона МК-319. Модель обладает кардиоидной характеристикой направленности, обеспечивает максимально достоверное и прозрачное воспроизведение звука и подходит для записи вокала, сохраняя возможность записи широкого диапазона инструментов.
Если говорить о серийном производстве, то начат выпуск профессиональных студийных микрофонов МК-115, МК-117, МКЛ-112. Таким образом, тульский завод создал обновленную премиальную линейку микрофонов.
– Правда ли, что с помощью ваших микрофонов будут собирать биометрические данные?
– Мы создали и освоили производство биометрических микрофонов. Первые образцы были разработаны в 2018 году, а в 2019-м уже серийно выпущены. Скажу больше, наш электретный микрофон МКЭ-215 заслужил звание лауреата V Национальной премии «Приоритет-2019» в номинации «Электроника».
Для осуществления программы по сбору биометрических данных клиентов его уже закупили Сбербанк, Промсвязьбанк, Банк Русский Стандарт, Новикомбанк, Газпромбанк, Банк «Открытие», Совкомбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Альфа-банк, Банк Уралсиб, Росгосстрах банк, Ак Барс Банк. Объем поставок в 2019 году превысил 49 млн. рублей.
«Октава» известна также гарнитурами для авиации и аэропортового обслуживания.
– А что с «военкой»?
– Завод успешно продолжает развитие сегмента продукции для оборонно-промышленного комплекса и сконцентрировался на развитии новейших разработок в области продукции двойного назначения. Доля этой продукции в структуре выручки снизилась в относительном выражении, но в абсолютном превысила показатель 2018 года чуть более 30 процентов.
Первый концертный
– Вы говорили о расширении географии сбыта. Какова сейчас экспортная составляющая?
– За 24 года работы на международном рынке предприятие сформировало стабильный спрос на свои продукты. А за прошлый год выпуск изделий экспортного назначения вырос на 49 процентов. По сравнению с 2014 годом доля экспорта в общей выручке выросла в 8 раз.
Разработки «Октавы» экспортируются в Германию, Грецию, Китай, США. А также поставляются в Нидерланды, Бельгию, Францию, Италию, Испанию, Австрию. В первом квартале 2020 года заключены контракты с Эквадором, Южной Кореей, Сербией, Филиппинами. Запланировано заключение контрактов с Норвегией, Великобританией, Канадой, Турцией, Боливией, Мексикой, Вьетнамом, ОАЭ, Японией.
В этом году осваивается новый для «Октавы» рыночный сегмент вокальных динамических микрофонов. Первый российский профессиональный вокальный динамический микрофон для концертной деятельности МД-305 презентован в январе 2020 года на The NAMM Show в Калифорнии (США).
– А кто из зарубежных музыкантов уже сейчас пользуется тульскими микрофонами?
– Сегодня с микрофонами «Октавы» работают британский музыкальный продюсер и звукоинженер Хью Чарльз Пэдхам (The Police, Sting), основатель и владелец компании Electrical Audio, Стивен Фрэнк Альбини (Nirvana, Jimmy Page, PJ Harvey, Robert Plant), звукорежиссер лейбла Black Star inc. Среди отечественных – Константин Матафонов (Тимати, БандЭрос, SunSay), Александр «Лев» Коновалов (звукорежиссёр Григория Лепса, Любови Успенской и других звезд), Хор Турецкого и другие.
Продукция завода занимает 17% российского рынка в сегменте «Студийные микрофоны». Среди заметных коллабораций «Октавы» с российскими звездами — запись сингла группы «Сансара» Immortality для Уральской биеннале современного искусства; запись экспериментального альбома ко Дню памяти Льва Толстого.
В прошлом году прошла премьера фильма рэпера Ромы Жигана «BEEF: Русский хип-хоп», завершился второй сезон музыкального шоу «Рэп Сити», где с микрофоном МК-115 работали современные исполнители.
Нужна молодёжь
– При таких революционных рывках в развитии не могу не спросить о коллективе и зарплате. Где вы находите уникальных в своём роде специалистов?
– Конечно, коллектив на предприятии – предпенсионный и старше. А выход на пенсию профессиональных кадров – вызов, который поставил перед менеджментом глобальную задачу. Как привлечь молодёжь? Впервые за долгие годы был объявлен набор новых сотрудников и повышена зарплата, в результате на завод стали приходить молодые кадры. Таким образом, число основного производственного персонала в 2019 году увеличено на 16 процентов. Однако на предприятии все еще сохраняется потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах.
Расскажу и о зарплате. Улучшение производственных и финансовых показателей работы предприятия обеспечило увеличение фонда оплаты труда. В 2019 году средняя зарплата персонала выросла от 5% до 15%. На конец прошлого года она составляла 36 800 рублей. Кроме того, появилась система мотивации, которая также влияет на бизнес-ориентацию предприятия. Руководство чувствует за собой ответственность за сохранение коллектива и обеспечение социальной стабильности.
Выход на девять стран
– И в завершении – о планах, если можно.
– До 2021 года предприятие освоит рыночный сегмент проводных вокальных микрофонов. В дальнейшем мы планируем усилить позиции в классе студийных микрофонов, развить производство слуховых аппаратов, укрепиться в broadcast-сегменте и выйти в сегмент концертной сценической деятельности. Тем более что премьера первого концертного микрофона, как я говорил, уже состоялась.
Кроме того, мы планируем освоить новые экспортные рынки. Работаем над контрактами с Норвегией, Великобританией, Канадой, Турцией, Боливией, Мексикой, Вьетнамом, ОАЭ, Японией.
К концу 2021 года ожидаем рост поставок на экспорт в 4 раза по сравнению с 2018 годом.
(Соб. Инф.)
Фото пресс-службы
ПАО «Октава»