Экономика

Картошка для Казахстана, или Фермер, который не плачет

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

Кто бы мог подумать, что паренька из деревни под Веневом Толика Морозова в советские годы судьба забросит в Азербайджан, а по прошествии десятков лет именно оттуда к нему – уже не Толику, а Анатолию Николаевичу, фермеру с опытом и репутацией, – будут ездить за картошкой?

– Я вообще по образованию «технарь» – заканчивал в 1972-м новомосковское училище, где готовили карбюраторщиков и других специалистов. Отучился на автослесаря и механика. Потом в армию ушел – попал в Азербайджан, служил там в ракетных войсках. После «дембеля» вернулся в свое село Гати в Веневском районе, долго шоферил в колхозе. В конце восьмидесятых–начале девяностых колхоз стал разваливаться. Тогда и решил – буду фермером, – рассуждает собеседник. – А чем я еще займусь в глубинке? Знания так или иначе пригодились. И младший брат помог – он закончил Иваньковский сельхозтехникум. Нас вообще в семье – три брата и две сестры. Трудятся главным образом я, старший зять, брат. Помогают племянники, сватья. Уборочную давно завершили – с месяц назад. Иные сельхозтоваропроизводители признаются, что их нет-нет да и посещала мысль уйти из АПК. Я же никогда не думал бросать сельское хозяйство! Просто у нас получается хорошо работать. Оптимист по натуре – и в то же время реалист. Каждый раз ждем: следующий год будет лучше предыдущего! Хотя и осознаем: все задуманное при всем желании не получится реализовать.

_MG_2868.JPG

Все зависит и от работы агронома, и от техники, убежден собеседник. Она тут и оте­чест­венная, и белорусская, и чешская: вся своя, арендовать не приходится. Удалось прикупить какой-то очередной трактор – уже на душе радостно. О зарубежной технике, кстати, в Гатях сейчас не мечтают – дорогое удовольствие. Хочешь прибыль – грамотно обрабатывай землю. С ГСМ повезло: закупили еще весной и летом, этих запасов хватило. Всего в хозяйстве под 800 га. Ставку делают на зерновые (200 га яровой и столько же озимой пшеницы) – урожай в среднем 40 центнеров с гектара.

_MG_2962.JPG

– А по ощущениям – могли и 60 собрать, – прикидывает Анатолий Николаевич. – А еще выращиваем картофель. Гектаров 100 сажаем; картошка дала урожай в среднем 200 центнеров с гектара – в прошлом году было поменьше. Сами не знаем, почему в этот раз получше: ведь ни одного дождика на поле с картошкой не пролилось, а урожай-то все равно хорош – как-то вот так сложилось в природе! Остальное у нас – пары. Урожай практически каждый год стабильный, но по зерновым бывает 45 или 50 центнеров с гектара – зависит даже не от обработки (так-то делаем все как положено), а от погоды. Повторюсь: в этом году рядом с хозяйством льет дождь, а у нас – нет. С зерновыми попроще – сами справляемся, а вот для уборки картошки приходится искать наемную силу на стороне. Наверное, только пшеницей стану в будущем заниматься.

_MG_2941.JPG

Пшеницу у Морозова в основном покупает Новомосковск. Картошка расходится во все стороны – и в тот же Азербайджан, и в Казахстан, и в Краснодар, и даже в Донецк. Кто-то из местных аграриев не успел убрать картошку – в итоге в поле осталось у кого 50 га, у кого, 15, у кого 10. Морозов же вывез всю! Радует? Однозначно!

_MG_2980.JPG

– Просто мы картошку стали убирать в первых числах августа, а другие выжидали – видимо, надеясь собрать клубни размером с арбузы и рассчитывая на хорошую погоду. А пошли дожди. Какие наши планы? Получить урожай побольше, чтобы, естественно, побольше заработать, – улыбается фермер. – Я никогда не плачу, как некоторые другие коллеги. Смысл? Увидев ваши слезы, вам кто-то привезет денег? И придерживаюсь принципа жить по средствам. Ведь можно же ездить не на зарубежном внедорожнике, а на оте­чест­венном.

Другие новости