Культура

09:00, 20 ноября 2015

Александр Карпиловский: Секрет успеха – честность

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Актер и режиссер Александр Карпиловский побывал в Туле как участник традиционной гуманитарной благотворительной акции помощи бездомным животным, проводимой музеем-заповедником «Куликово поле» и центром «Любимец».

Демонстрировавшийся в рамках акции фильм «Частное пионерское», снятый Карпиловским, рассказывает о вечных ценностях – дружбе, отзывчивости и о судьбе потерявшейся собаки Саввы, которую спасают ребята. Эта лента получила около 30 наград на разных фестивалях, среди них самыми необычными можно назвать приз «За духовность и гуманность», учрежденный президентом Белоруссии Александром Лукашенко, и приз зрительских симпатий, присужденный на проходившем в Туле кинофоруме «Улыбнись, Россия! – 2014».
По первой специальности Александр Карпиловский – врач-травматолог. Но потом он окончил ГИТИС, и зрителю известен по ролям в фильмах «Граница. Таежный роман», «Ликвидация». Как актер он настоящий мастер эпизода, умеющий запомниться даже в небольшом отрывке. Но публика знает и его режиссерские работы: «Мой капитан», «Снежный ангел».
Уже вышло продолжение нашумевшего детского фильма – «Частное пионерское – 2» – и опять попало в фестивальную программу «Улыбнись, Россия!», завоевав очередную награду. В картине идет разговор о добре и жестокости. Видно, что снято кино с долей ностальгии, поскольку по сценарию действие происходит в 70-е годы ХХ века.
– Мы снимали фильм в городе Дзержинске, по мотивам рассказов Михаила Сеславинского – руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, – рассказал Александр Юрьевич. – В последние годы у меня было некое ностальгическое настроение, и потому, когда позвонил продюсер и спросил, не хотел бы я снять ленту про время своего детства, я тут же согласился. И мы буквально с нуля написали сценарий, выдумав историю Саввы от начала до конца. Но для меня было важным еще и ухватить нечто из воспоминаний о том времени, что жило в душе.
Честно скажу: я не поклонник советского периода, но с возрастом меняется отношение ко всему. Когда учился в школе, все казалось серым и скучным, а сейчас то время воспринимается совсем по-другому. Помню, как, посмотрев обе части «Частного пионерского», молодые люди спрашивали: «Неужели тогда все было так светло и безоблачно?». Нет, разумеется, все было по-разному, но задача искусства – освещать все не как было, а как осталось в памяти.
– Кто подбирал ребят на главные роли, вы или помощник по кастингу?
– В основном, конечно, я, и было приглашено много детей, а встречи происходили как всегда случайно, можно еще сказать – по воле судьбы.
К примеру, Анфису Вестингаузен, исполнившую роль Лены – первой любви героя, уже можно назвать известной актрисой. Она в шесть лет играла в кино в паре с Гошей Куценко, я ее там увидел, отметил еще для себя, насколько профессионально ребенок держится перед камерой. А во время кастинга об Анфисе вспомнила моя жена, и девочка сразу вписалась в роль.
– А как нашли Савву?
– Тоже судьба, можно сказать… За несколько лет до «Частного пионерского» я снимал в Питере и познакомился с кинологом, дрессировщицей Сашей Легонькой, которая готовит собак для фильмов. Она мне показала свою самую способную ученицу по кличке Савва. А мне для работы требовался грозный пес, агрессивный, набрасывающийся на людей. И я сказал: «Это мирное существо годится лишь в картину о бездомной собаке, которую дети находят во дворе, и у них начинаются приключения…»
– То есть фактически вы проговорили будущий сценарий вслух?
– Да, а потом забыл про эту историю и, когда приступал к съемкам «Частного пионерского», позвонил Саше, встретились, и она опять стала Савву предлагать. А у меня в голове уже сложилась совсем другая история, в которую этот пес не вписывался: нужен был с длинной шерстью, а этот – короткошерстный. Но тут кинолог предложила: «Посмотри, что Савва умеет», и показала коротенькие ролики, снятые на видео. Я переписал сценарий под это умное животное – и все. Потому что собака уникальная, хоть и не чистопородная, смесь стаффордширского терьера с кем-то еще.
Но, между прочим, сегодня Савва на пенсии, в «Частном пионерском – 2» она уже была старенькой, и дрессировщица сказала, что это для собаки – последний проект. Не случайно многие не заводят собак: их век короток.
– А у вас дома живет кто-то из четвероногих?
– Я вырос с собакой. Но сейчас у нас маленькая квартира и двое детей, поэтому жена против всякой живности. Мы договорились: когда я ей подарю большую квартиру, она мне подарит собаку. Так что у меня есть стимул…
– Александр Юрьевич, вы окончательно ушли в режиссуру или будете еще появляться на экране как актер?
– Честно говоря, мне быть исполнителем уже неинтересно, есть ощущение, что как актер я достиг определенного потолка, лучше сыграть уже не смогу, а повторяться скучно. Да и каких-то замечательных ролей нет, а очередные эпизоды, что предлагают, неинтересны.
Знаете, порой, приходя на чьи-то съемки, наблюдая со стороны, скучаю невероятно, но по-настоящему захватывающих проектов делается мало.
– Хотя выходит много и полнометражных фильмов, и телевизионных…
–  Но я сделал для себя вывод, что мое место навсегда – по ту сторону камеры.
– Творческих людей о планах спрашивать не принято, и все же: что впереди?
– Хочу снять «Частное пионерское – 3», чтобы получилась своеобразная трилогия из жизни главных героев: детство, отрочество, юность. И наши дети, окончив школу, по сценарию, приезжают в Москву, чтобы продолжить учебу, и в столице у них начинаются новые приключения.
Насколько я знаю, подобных прецедентов в отечественном кино нет, когда в кинолентах снимают детей по мере их взросления – лишь зарубежный «Гарри Поттер».
Честно говоря, не знаю, как это воплотить в жизнь: поддержки от официальных властей нет, денег не дают, несмотря на успех двух первых фильмов. Центральные телеканалы почему-то не показывают «Частное пионерское», картину можно увидеть только на «ТВ 1000», хотя это кино – для семейного просмотра. Так что ждем поддержки от частных инвесторов.
– Александр Юрьевич, а чем, на ваш взгляд, сегодня можно по-настоящему «зацепить» зрителя? Не развлечь, но заставить внимать и сопереживать?
– Должно быть, я консерватор в своем деле, уже 20 с лишним лет работаю с детьми и для них. И не люблю, когда говорят, что подрастающее поколение сегодня другое: «Вот были люди в наше время…»
Дети всегда дети, во все времена, они любят сказки, верят в чудеса, и потому «зацепить» ребенка можно искренностью автора, честностью и добротой. Есть вечные ценности и есть вечные темы: дружба без предательств, достоинство, правда, вранье, первая любовь, которая потом помнится всю жизнь. И точно так же остро ребенок реагирует на фарисейство, ханжество, лицемерие. Об этом надо говорить с детьми, они готовы к подобному диалогу. И оба фильма «Частное пионерское», хоть и отсылают нас на несколько десятилетий назад, в прошлое, вполне современны.
– Герои гаджетами не пользуются – вот вся разница.
– Да, и успех таких фильмов – в их искренности. На полном серьезе сегодняшние дети внимают проблеме: что важнее – быть пионером или слыть пионером? А во второй части решают, что важнее: любовь или дружба? Что выбрать: подвести друзей или спасти собаку? Непростая задача даже для взрослого, а уж для маленького человека и подавно.
– А взрослые также с интересом смотрят: на показах в Туле был полный зал, и в особо драматических местах плакали все, независимо от возраста.
– В прошлом году на фестивале «Улыбнись, Россия!» в Туле рядом со мной на просмотре сидела женщина, очень серьезная поначалу, из официальных лиц, и она так рыдала! А потом у нее зазвонил телефон, и дама, пользуясь возможностью, выбежала из зала, чтобы не смотреть на тяжелые моменты в жизни Саввы.
Конечно, в некотором смысле фильм провокационный, и такая реакция была запланирована, но если дети плачут не от собственной боли, а переживая за других, – это самые чистые слезы.
И задача режиссера – вывести зрителя к свету, показать, объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.
Чем мне еще не нравится наше отечественное кино сегодня: там либо критикуют все подряд, либо провоцируют гомерический хохот. Стеб, развлекуха кажутся многим продюсерам верным путем к успеху.
– Если говорить о мимолетном успехе, то так и есть.
– Но получается, что кино сделано ради кармана и – мимо зрителя. А ведь он и есть наш главный судья, и благодаря ему лучшие фильмы живут десятилетиями.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий