Экономика

11:51, 24 октября 2018

Торговые сети и поставщики: как прийти к взаимопониманию?

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей КИРЕЕВ,
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Как должны выстраиваться отношения сетевых торговых компаний с малым и средним бизнесом, чтобы выгода была обоюдной? Ответ на этот актуальный вопрос искали на заседании круглого стола под председательством первого заместителя губернатора Тульской области Вячеслава Федорищева. Встреча состоялась в рамках Всероссийского форума для предпринимателей «Территория бизнеса – территория жизни» и открытого ре­гио­наль­ного этапа На­цио­наль­ной предпринимательской премии «Бизнес – успех».
– В нашем регионе большое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, – отметил Вячеслав Андреевич. – Проведение бизнес-форума и ре­гио­наль­ного этапа премии позволит предпринимателям и ЦФО, и Тульской области повысить свою осведомленность о нормативных, законотворческих и прочих мерах, которые были приняты в последнее время. Со своей стороны расскажем о лучших практиках в Тульской области. Рассчитываем, что активность делового сообщества повысится. Сегодняшнее мероприятие мы совместили с круглым столом по проблеме вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в торговые сети. Много локальных производителей обозначают такую проблематику. В каждом регионе непросто попасть в сети, притом что есть определенные методики, и важно, что торговые сети сами готовы вовлекать производителей. Сегодня расскажем предпринимателям про эти методики.
– Мы очень заинтересованы в развитии в регионах системы локальных производителей, чтобы условия ведения бизнеса у них были более комфортными, – поделился ­Сергей Беляков, председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ».
– Цепочка получается такая: меньше издержек на производстве – ниже себестоимость – качественнее товар, – подробно объяснял собравшимся ­Сергей Юрьевич. – И значит, сетям проще работать с поставщиками. Впрочем, здесь тоже есть свои нюансы – например, объем продукции, который предлагает поставщик. Производитель категории «малый и средний бизнес» зачастую не может обеспечить сети необходимым количеством продукции, чтобы покрыть спрос во всех торговых точках в регионе. По возможности ориентируемся на крупных поставщиков, чтобы минимизировать издержки. Но это не значит, что производители помельче нам не интересны. Просто объем продукции – фактор, оказывающий влияние на наш выбор.
А заинтересованы ли сетевики в продукции от совсем небольших предприятий? Беляков на этот вопрос ответил утвердительно, ведь часто речь в таком случае идет о «нишевой продукции», уникальном товаре, на который есть спрос.
– Мы также заинтересованы в конкуренции разных видов продукции, – продолжил председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ». – Пример: если у меня на полке в магазине несколько марок молока разных производителей и покупателю есть из чего выбрать, это означает, что я выгодно реализую «молочку» в принципе. Это важно еще и с точки зрения ценовой конкуренции. Продукция с высокой себестоимостью стоит дороже, но у нее есть свой покупатель. Есть своя категория потребителей и у товаров подешевле. И наша задача – удовлетворить спрос всех, отсюда и заинтересованность в разных поставщиках. И если у производителей возникают сложности, сети не принимают их товар, стоит обратиться к нам в ассоциацию. Мы возьмем на себя функцию медиатора, разрешающего споры.
Также прозвучало, что сетевые магазины берут во внимание не только объем продукции, которую им готовы предложить, но и ее качество. Ведь за продукты, которые реализует, сеть отвечает, что называется, головой.
Важно, чтобы поставщик был стабильным, мог обеспечить и объем, и качество на долгий срок.
– Как минимум на год, – считает ­Сергей Беляков. – Чтобы риски не обернулись пустыми полками, мы проводим мероприятия по внутреннему аудиту. Многие поставщики воспринимают его как дополнительную нагрузку. Если компания крупная, она сама оплачивает аудит, так как понимает, что он – условие, необходимое для попадания товара на полки.
Так в чьих же все-таки интересах действуют сети – местных малых и средних производителей или трансна­цио­наль­ных корпораций? Сетевики отвечают: в интересах потребителей. Да, представители торговли заинтересованы в поставках со стороны крупных компаний – они могут предложить большой объем. Но сетевикам важны и малые, и средние производители. «Я не могу ставить на полку продукцию только одной фирмы», – говорят продавцы.
…Диалог получился продолжительным и очень интересным. В частности, свою позицию высказали и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области, и министр сельского хозяйства, и сами поставщики. Согласны ли они с тем, что говорил ­Сергей Беляков, и какие высказали предложения по улучшению торговли, мы расскажем в одном из ближайших номеров.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий