Общество

12:08, 25 января 2019

1986 Cоцсоревнования, шайбы, железные дороги

Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ
Владимир БЕЛТОВ

Даешь
ритмичность!
В 1986 году на предприятиях Тульской области привыкают к новым правилам нормирования труда и финансового стимулирования. Задача правительственного нововведения – сделать так, чтобы рабочие были максимально заинтересованы в повышении производительности. Претерпели изменения и правила социалистических соревнований. При этом теперь от их участников требуют не только выработки, но и ритмичности производства. Например, на заводе «Октава» за ее соблюдение добавляют 5 процентов к премии, на «Туларемдормаше», если бригада успевает выполнить 50 процентов к концу второй декады месяца, накидывают баллы к соцсоревнованию. А на заводе РТИ за производственную «аритмию» могли лишить четверти премии. Словом, каждый выполнял наказы правительства по-своему.
Требовали от заводчан также экономии и бережливости. Кроме того, бригады и цеха теперь строго отвечали за тех сотрудников, которые любили заложить за воротник. «За каждый день пребывания в медвытрезвителе с отделения мастеров либо бригады снимается 15 баллов. Не мягко ли это на фоне той всенародной борьбы, которая сейчас ведется с пьянством? – задавал вопрос бригадир «Туларемдормаша» Н. Кочетков. – Думаю, что «гостевание» в вытрезвителе должно быть поводом для исключения коллектива при рассмотрении итогов соревнования».

Хоккей и показуха
В 1986 году разыгрался скандал в щекинском хоккейном клубе «Корд». Сразу несколько хоккеистов, начальник команды, администратор во главе с экс-наставником команды Рауфом Булатовым попали на скамью подсудимых. Поводом для уголовного дела послужило то, что, стремясь привлечь в «Корд» более-менее сильных хоккеистов, руководство команды зачисляло их в «Химволокно», где им, числившимся на производстве, капал дополнительный заработок. Щекинское дело попало даже на страницы центральной прессы: ядовитую статью под названием «Гнилые шайбы» напечатала «Советская Россия».
Говоря по сути, над «Кордом» совершили показательный процесс, призванный продемонстрировать пример борьбы с коррупцией в спорте. Однако практика, которую применяли в щекинском клубе, существовала во всем Советском Союзе – от чемпионатов области до высших лиг – и не считалась чем-то зазорным. По слухам, ровно по той же причине в 1986-м пострадал футбольный череповецкий «Строитель». Но если его вообще сняли с розыгрыша во второй лиге, то «Корд» продолжил существование.

Тепловозы, не шумите!
«Закон о борьбе с шумами в городских условиях не должен быть забыт» – письмо с таким обращением читатель К. Третяк прислал в областную газету «Коммунар» осенью 1986-го. Автор послания напомнил: давно уже заводы в Туле «не гудят гудками, призывая рабочих на работу и провожая их с работы». Но тут же указал на то, что у построенного несколько лет назад близ Комарок лечебно-трудового профилактория то и дело воет сирена – раздается она и в шесть утра, и в десять вечера… Люди, разумеется, подскакивают, не высыпаются, нервничают. Но на этом страдания жителей не заканчивались. «Около нас проходит ветка железной дороги, идущая на комбайновый завод, по которой подвозят с Ряжского вокзала на завод всевозможные материалы. Но тепловозы тоже почему-то и днем и ночью подают свой голос, – возмущался читатель. – Может, для того, чтобы проходную открывали, а может, чтобы предупредить родственников, что они едут по железной дороге. Я предлагаю, чтобы на тепловозах для избежания шумов установили какой-нибудь радиосигнал. Подъехал тепловоз к проходной, включил сигнал, и на счетчике или табло загорелась лампочка, а если светового сигнала недостаточно, то чтобы в проходной раздался сигнал зуммера».

Водители для Миннефтепрома
В июле 1986 года в Тюменской области стала работать сводная автоколонна объединения «Тулаавтотранс», возглавляемая начальником Богородицкого ГАТП (грузового автотранспортного предприятия) Е. Шевелевым. Как же занесло в такие дали наших земляков? А их, к слову, насчитывалось более 60 человек. Дело в том, что туляки оказывали там помощь по перевозке грузов для предприятий Министерства неф­тяной промышленности СССР. Конкретно – доставляли гравий, песок, грунт, которые использовались на строительстве нефтяных и газовых площадок. «Коммунар» опубликовал на своих страницах фамилии ряда передовиков: это шоферы Ю. Алифанов, В. Моисеев, Ю. Сенин. «Невзирая на суровый климат Тюмени, наступившие сибирские холода, посланцы нашей области демонстрируют пример ударного труда, при задании 325 тысяч тонн они перевезли 490 тысяч тонн различных грузов», – с гордостью писала А. Делекторская в заметке «На сибирских меридианах» в октябре 1986-го.

Сберечь нервы
и деньги
В 1986-м Тульское проектно-конструкторское бюро автоматизированных систем управления и вычислительный центр Московской железной дороги разработали и внедрили систему управления процессом обработки контейнеров. По стальным магистралям Советского Союза перевозили в ту пору тысячи грузовых контейнеров – их требовалось оперативно рассортировать, отмаркировать, отправить по множеству адресов. Иначе – сбой, нервы, потеря времени и денег, а то и транспортный коллапс. Вот отзывчивые туляки и решили помочь железнодорожникам. «В основе системы управления процессом обработки контейнеров – ЭВМ, в оперативную память которой заложены практически любые ситуации, возникающие при обработке грузов, – написал в «Коммунар» А. Вальдин. – Машина ведет их точный учет и контроль, выдавая при необходимости информацию о количестве и номенклатуре поступающих контейнеров, заказах на них, помогает составлять транспортные и технологические графики». Удивительно способную новинку наших земляков даже представили в Москве на ВДНХ СССР, что, согласитесь, говорит о многом. А эксперты успели подсчитать: эксплуатация системы дает ежегодный экономический эффект в размере 600 тысяч руб­лей – солидная сумма по тем временам!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему