Общество

11:30, 25 января 2019

Деньги Отечества: потеряв в весе, сохранить достоинство

Арсений АБУШОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

Тяжелый вопрос
Впрочем, история могла бы быть и гораздо солиднее. Еще императрице Елизавете Петровне предложили идею выпускать бумажные деньги, но тогда Сенат не поддержал – побоялись народных бунтов, поскольку к бумаге не было доверия. Куда как яснее и понятнее монеты – в то время в обращении были золотые, серебряные и медные – солидного веса во всех смыслах слова.
Но в том-то государственные мужи и видели проблемы. Во-первых, медные деньги появились как раз потому, что серебряные рудники стали истощаться.
– В год добывали 6–7 тысяч тонн серебра, но этого хватало лишь на чеканку 20 процентов монет, потому остальной металл покупали за рубежом, – рассказывает сотрудник Тульского отделения Центробанка России Инна Карпова. – А кроме того, 500 руб­лей серебром фактически умещалось на одной подводе. Например, Ломоносову за его «Оду на день восшествия на всероссийский престол Императрицы...» был выплачен гонорар в 2 тысячи руб­лей. В разных источниках указывается, что Михайло Васильевичу деньги пришлось везти на нескольких повозках: от четырех до шести.
Еще одна немаловажная причина – деньги были слишком нужны стране, которая строилась, разрасталась, воевала…
В 1762 году при Петре III были даже заготовлены проекты купюр 10, 50, 100 и 1000 руб­лей. Но дворцовый переворот помешал этим планам.

Бумага все не стерпит
– Первые бумажные деньги были размера А4. В ходу существовало четыре номинала: 25, 50, 75 и 100 руб­лей. Купюры очень примитивные: на них, помимо достоинства, стояли подписи должностных лиц и трижды повторялся номер банкноты, – говорит Карпова и подмечает, что именно примитивность ассигнаций породила бум на их подделку: 25-руб­левая банкнота практически без труда превращалась в 75-руб­левую. Бороться с этим решили радикально: в 1771 году купюры попросту изъяли из оборота, не предложив их владельцам никакой компенсации.
Новые деньги стали печатать уже на более плотной бумаге, но подделок по-прежнему было много, поскольку использовалась лишь одна сторона, да и печать шла черными типографскими чернилами, так что если банкноты попадали, например, под дождь, то краска растекалась.

«Катенька» и «Петенька»
Гораздо позднее, в начале XX века, были выпущены купюры достоинством 100 руб­лей – прозванные в народе за изображение на ней императрицы Екатерины II «Катенька», и 500 руб­лей – «Петенька», с портретом Петра Великого. Во времена хождения тех купюр не было умельцев, способных их подделывать, за что ассигнации очень ценились. С годами «Катенька» и «Петенька» стали пользоваться авторитетом иного рода: сегодня они признаны шедеврами полиграфического мастерства – одними из красивейших банкнот мира.
Впрочем, простой люд такими деньгами не оперировал. Для примера: один «Петенька» – это зарплата российского рабочего за два года. А на «Катеньку» можно было в столовой столичного учебного заведения накормить больше 650 студентов.
Куда как более востребованы были 5- и 10-руб­левые купюры, ярко раскрашенные. Цветные деньги – отнюдь не ­эксцентричная выходка художника, а решение практического свойства.
– Безграмотный народ по цветам мог легко ориентироваться в номиналах банкнот. 5-руб­левые купюры синие, 10-руб­левые – красные. И такая цветовая схема номиналов продержались вплоть до 1992 года, – поясняет сотрудник Тульского отделения ЦБ.

Век XXI:
продолжение следует
Период прихода к власти большевиков – черные страницы в истории российских денег. В 1917 году Декретом «О национализации банков» банковское дело было объявлено государственной монополией и все коммерческие финансовые институты влились в единый Госбанк. А в 1918-м
Тульское отделение Народного банка, бывшего Государственного, было подчинено Московской городской конторе Народного банка. Отделению были переданы все деньги бывших частных банков губернии. Предполагалось, что эта мера поспособствует развитию экономики, но эффект получился обратный. Потому сначала, в январе 1920 года, Народный банк РСФСР упразднили, а в октябре 1921 года был создан Госбанк РСФСР, Тульское отделение которого открылось 13 февраля 1922 года.
Надо сказать, что большевики деньги как таковые в принципе не жаловали. В 1920 году один из создателей Госплана Юрий Ларин выступал за полную их ликвидацию:
«Деньги как единое мерило ценности не существуют вовсе. Деньги как средство обращения могут быть упразднены уже в значительной степени… Деньги потеряют свое значение, как сокровище, и останутся только тем, что они есть в действительности: цветной бумагой», – говорил он.
Не вышло. Своей актуальности как средство платежей, мерило стоимости деньги не утратили. Впрочем, с годами и веками они обретают и иные ипостаси. Образцы отечественных бумажных денег представлены в музее Тульского отделения ЦБ РФ. В большинстве своем это копии, поскольку подлинники стоят по-настоящему баснословно дорого. Так, 75-руб­левая купюра, вышедшая из обращения в 1771 году, оценивается коллекционерами в 24,5 миллиона руб­лей образца 1997 года, а за «Катеньку» готовы отдать 21 миллион современных отечественных денег. Самая дешевая – 5-руб­левая купюра: за нее нумизматы согласны выложить 1 миллион нынешних руб­лей.
Впрочем, в тульском подразделении мегарегулятора есть очень интересные экземпляры отечественных денег, в том числе и современных. Например – юбилейные олимпийские 2014 года, крымские 2015-го и посвященные чемпионату мира по футболу 2018 года Банка России. А еще есть немало иностранных, среди которых встречаются экземпляры, посвященные России. Так, в экспозиции представлены монеты, отчеканенные на островах Кука, в знак признания гения Льва Толстого. С 5-долларовых заокеанских монет – валюты Новой Зеландии – смотрят Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова – герои романа «Война и мир».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему