Общество

11:26, 25 апреля 2019

Это было у Полян

У деревни Поляны Арсеньевского района проходит крупномасштабная экспедиция по поиску останков бойцов Красной армии. Ее проводят тульское объединение «Штурм» и морской поисковый отряд «Честь имею!» при колледже Московской государственной академии водного транспорта. Уже эксгумированы останки свыше 100 бойцов РККА.

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

И даже тихоокеанцы
Напомним, бои на арсеньевской земле продолжались с 1941 по 1943 год. Концентрация ­войск была невероятной – отходили, наступали или держали оборону десятки, а то и сотни тысяч человек. О накале сражений говорит хотя бы такой факт. Для штурма немецких позиций пришлось задействовать даже моряков, переброшенных в Тульскую область с Тихоокеанского флота! Нет-нет да находят местные жители или поисковики молчаливые напоминания о минувших событиях в виде пряжек с изображением якоря. Вот и в этот раз искатели, обнаружившие в лесу две большие ямы с останками бойцов, задумались: не погибшие ли это моряки?
Командиром отряда «Честь имею!», существующего тринадцать лет, является Семен Павлов. В Тульский регион прибыл по приглашению отряда «Штурм». За это время искатели участвовали в экспедициях в районе Ржева, Смоленска, Можайска. Пару раз находили самолеты – советский борт с летчиком в Тверской области и обломки авиамашины под Калугой.
– Если сравнивать климат, то в Тульской области, во-первых, теплее. А во-вторых, здесь немного попроще находить что-либо значимое, потому что когда идешь с металлодетектором в Смоленской или Тверской областях, то под ногами сигналы о наличии в земле фронтового железа – везде: но в основном это осколки, – поделился Семен Юрьевич. – А вот найти останки павших воинов – очень трудно. В Тульской области, например, в прошлом году мы копали в деревне Ренево Кимовского района. И за пару недель экспедиции нашли останки только двух бойцов – и то в последний день «Вахты Памяти». Кстати, юным поисковикам нашего отряда, которые со мной ездят не первый раз, найти железо – уже не особо интересно. Основная цель – обнаружить именно останки красноармейцев. И желательно обнаружить в земле медальоны, чтобы потом установить родственников убитых солдат. А отношение к войне у моих ребят – особое. Например, один наш следопыт искал под Волоколамском следы своего деда, проезжал мимо братской могилы и вдруг увидел на ней фамилию этого самого деда, хотя тот больше нигде, ни по каким источникам не значился.

Мины, гранаты, патроны
По словам Михаила Булдакова, руководителя отряда «Штурм», вместе с воинами, а также в окрестностях того места, где нашли останки павших, были обнаружены различные боеприпасы. Это гранаты Ф-1 и РГД-33, взрыватели к ним, две минометные мины калибра 82 миллиметра и одна – 50 мм, тротиловая шашка.
– Взрывоопасные предметы переданы специалистам для уничтожения, – говорит Булдаков. – Медальонов, каких-либо подписанных вещей пока не нашли. Попадались патроны к винтовке Мосина и автомату ППШ, «рубашка» к гранате РГД-33, стеклянная емкость (предположительно принадлежавшая военным медикам), приклад винтовки, каски, обувь, фрагменты формы, погон. Кстати, именно погон – свидетельство того, что это потери не ранее 1943 года. Предполагаем, что красноармейцы служили в 5-й стрелковой дивизии и погибли во время наступления в направлении Орловской области в феврале 43-го. По архивным данным, в том месте, где нами проводится эксгумация, могут находиться останки 400 человек. Остальное станет понятно по завершении раскопок. Запомнилось то, что нашли останки женщины – определили по длинным волосам и стрижке-каре, а также пуговичке, скорее всего, от женского гардероба. Один из найденных нами воинов являлся, скорее всего, офицером: в его карманах лежали две обоймы к пистолету ТТ и перьевая ручка.
Участник экспедиции Евгений Барышников рассказал, что в «Книгу Памяти» не так давно внесли очень много новых дополнений по Арсеньевскому району, потому что потери там были большие, и они постоянно уточняются. Наверняка можно сказать только то, сколько человек предано земле в госпитальных кладбищах. А вот сколько бойцов лежат в лесах? Большой вопрос…

Как вышли на это место?
7 апреля представитель отряда «Штурм» Евгений Степанов в ходе обследования фронтовых позиций обнаружил в лесу в одном из блиндажей останки бойцов Красной армии. По словам следопыта, именно эта территория в прежние годы искателей не интересовала. Неподалеку лежали разорвавшиеся минометные мины, штык к винтовке Мосина, саперные лопатки, диск к автомату ППШ.
– Где бы я ни втыкал лопату в землю в блиндаже, штык упирался в кости: я разглядел ногу, череп, позвонки, ребра… Останки лежали очень плотно, – рассказал Евгений.
– 9 апреля мы возобновили обследование фронтовых позиций, – добавил Михаил Булдаков. – В этот раз в ходе полевой разведки осмотрели и другие блиндажи. Буквально в двух метрах от блиндажа, где Степанов нашел солдат, в войну был отрыт еще один. Стали проверять его щупом, который примерно на глубине полтора штыка лопаты уткнулся в человеческие останки. Я проверил рукой: да, действительно, в земле на площади один квадратный метр лежат кости ног, ребра, позвонки, таз… Нащупал и каску.
Алексей Филин, военный комиссар Одоевского и Арсеньевского районов, утверждает: это первый в нынешнем году случай обнаружения павших в окрестностях Арсеньева. Такого, чтобы останки красноармейцев находили на огородах после таяния снега, уже в наши дни не бывает, говорит Филин. Теперь – только в ходе целенаправленного поиска.
– Место захоронения определит местная администрация, – добавил военком. – Война так или иначе напоминает о себе. Перед 9 Мая к нам поступают запросы от родственников касаемо поиска мест захоронения того или иного красноармейца. А еще есть информация, что где-то на берегу Оки видели самолет, а в самом водоеме может стоять танк.
По словам главы администрации Арсеньевского района Михаила Трифанова, в муниципалитете насчитывается более двух десятков братских могил.
– Бойцов, обнаруженных в апреле, похороним в преддверии Дня Победы или в Полянах, или в поселке Красном, – уточнил Михаил Николаевич.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий