Общество

11:12, 08 мая 2013

Мальчики с боевыми наградами

В 1941 году медали «За боевые заслуги» был удостоен житель села Алешня Михаил Глагольев. Он ухаживал за ранеными красноармейцами, собирал сведения о гитлеровцах и сообщал их советским разведчикам, передал нашим частям три воза боеприпасов. А было ему в ту пору всего-навсего 13 лет!  
Мы попытались отыскать этого героя или его родственников. Позвонили в почтовое отделение села Алешня Ленинского района. Нам сказали: «Да, Глагольевы проживают». Но, как оказалось, отношения к Михаилу Ивановичу они не имеют… Зато удалось найти другого человека, также награжденного боевой медалью, да не одной, и тоже воевавшего совсем мальчишкой.
Житель оружейной столицы Виктор Митин родился в 1929 году. Перед войной жил в Сталиногорске (нынешнем Новомосковске). Пережил оккупацию. До сих пор хорошо помнит бои за город и те улицы, где после освобождения валялись трупы гитлеровцев.  
– В Сталиногорске мы, пацаны, ходили в госпиталь. Многие бойцы были неграмотными. Они нас просили написать письмо родным или прочесть весточку из дому. Я неоднократно пытался убежать на фронт, прятался в проходивших поездах. Меня, правда, находили и крапивой по одному месту охаживали. Но однажды все-таки повезло – не заметили. Вот так я и приехал на фронт, – вспоминает Виктор Яковлевич.
Витьку Митина  гнать домой с передовой не стали, а определили в разведку. Старший лейтенант по фамилии Божок учил безусого «новобранца» фронтовым хитростям: «Иди в деревню, подбирайся к домам с огородов, старайся общаться с дедами и  бабульками, выясняя у них, есть немцы в населенном пункте или ушли?» А еще бывало, что сидел Витя по два-три дня возле дорог, наблюдая за передвижением техники. Как движется вражеская колонна – со всех ног бежал к нашим и сообщал координаты.
– Перешли границу Польши. Почему-то запомнилась вредность поведения местного населения. У поляков во дворе один колодец для себя, другой – для скотины. Просишь попить, а в ответ разводят руками, мол, воды нет, все немцы выпили. Обманывают… Один мой солдат-сослуживец как разозлился на поляка и кричит мне: «Что ты разговариваешь с ним, ну-ка выстрели по нему!» Тот  моментально засуетился, глядь – уже бежит, несет воду, – рассказывает ветеран.
И тут же добавляет, что зимой зачастую во фляжках красноармейцев плескалась не вода, а водка. Только ею подчас и спасались от холодов. Зимы-то были суровыми, а на ногах редко у кого из бойцов сапоги, в основном обмотки.
– Я на фронте носил два трофейных пистолета, ведь служил связным  и документы важные носил, а карабин для меня был неудобным – он же выше меня. Людей не убивал, но постреливал, если что. Из однополчан хорошо помню девушку по имени Зоя, лет 25-ти. Она ходила в разведку за «языком» наравне с мужиками. Если пленный пытался заорать, она его сразу ножом под ребро, – говорит Митин.
После войны Виктор вернулся  в Сталиногорск. На груди – медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мать увидала сына – и в обморок. Уж и не ждала его, а он вернулся – жив, здоров, да еще и герой! А вот с отцом мальчишке-фронтовику увидеться не довелось. Яков Митин, радист-пулеметчик танка Т-34, погиб в 1944 году под Киевом…
 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий