Общество

20:35, 18 февраля 2014

Метод личного сыска

Людмила ИВАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Три года назад оперативники поймали на воровстве 84-летнего туляка. Дедуля оказался знатным представителем преступного мира. Мастер «карманной тяги» промышлял кражами еще во время Великой Отечественной войны, тыря у рабочих хлебные карточки. Несколько раз его задерживали, давали тюремный срок. В итоге мужчина провел за колючей проволокой почти полжизни. Однако зона преступника не исправила. Подобно наркоману, он снова и снова возвращался к привычному делу. А в 2010-м, видимо, годы взяли свое: подвела сноровка. Вора осудили и оштрафовали на 15 тысяч рублей. Сегодня 87-летний «крадун» из Тулы – наверное, самый старый в мире карманник. Получает неплохую пенсию, каждый день совершает моцион и… не выходит из поля зрения тульских сыщиков.
Работа
на опережение
– Погоня за преступником чаще всего говорит о низком уровне мастерства оперативника. Надо делать так, чтобы злоумышленник понял, что попался, только когда на него надевают наручники, – уверен начальник оперативно-сыскного отделения уголовного розыска Владимир Илюхин.
В системе Управления МВД по Тульской области ОСО появилось чуть больше года назад. Состоит оно из четырех человек, которые освобождены от бумажной волокиты и выходят каждый день «в народ», чтобы пресекать преступления в момент их совершения. Главная задача этого отделения – борьба с карманниками на улицах и рынках, в магазинах и транспорте.
– Парни, с которыми я работаю, собрались вместе не просто из разных отделов, а из разных районов: один трудился в Туле, другой в Щекине, третий в Богородицке. Специализировались – кто на бандитизме, кто на имущественных кражах. Оперативники знают в лицо многих преступников, легко вычисляют злоумышленника в толпе. Основной способ нашей работы – метод личного сыска, то есть розыск, наблюдение и задержание.
…В былые времена карманники были элитой преступного мира, ведь квалификация «щипач» шлифовалась годами. Теперь отменным мастерством могут похвастаться далеко не все.
– На воровство идут многие наркоманы, опустившиеся личности, – продолжает Илюхин. – Сегодня, к примеру, человек попал в сводку происшествий как укравший продукты в магазине, а через месяц фигурирует в полицейских отчетах как труп.
Впрочем, зависимые от алкоголя и психотропных веществ действуют хоть и нефилигранно, зато очень нагло. Вытащить кошелек из сумочки жертвы могут прямо в маршрутке, на глазах у других пассажиров, пользуясь тем, что народ сейчас пошел малодушный: люди быстрее отведут глаза (типа ничего не видели), чем возмутятся преступлением.
– Доказать карманную кражу трудно, поэтому самый эффективный способ — брать с поличным, – говорит начальник ОСО. – Поэтому в отличие от райотделов, где работают от преступления, наше подразделение действует на опережение. Мы каждый день выходим в места, где совершаются кражи, и ловим преступников за руку. Намечая план передвижения группы, анализируем сводки уличной преступности и выходим в наиболее криминогенные точки. В торговых центрах просматриваем съемки видеонаблюдения, вглядываемся в лица покупателей, ищем «старых знакомых». А дома, чтобы освежить память, периодически запускаем хроники двадцатилетней давности…
Идеальная жертва
Говорят, если найдешь идеальную жертву, легко выйдешь на преступника. Это правило не раз помогало Илюхину и его коллегам.
Как-то на рынке в Криволучье оперативники увидели старушку, которая просто не могла не привлечь внимания воров. Бабуля с трудом переставляла больные ноги, одета была в старенькое обтягивающее пальто, а рельефная выпуклость кошелька магнитом притягивала взгляд.
Понятное дело, пожилую женщину заприметили не только сыщики, но и преступники. Одна из посетительниц рынка уже зорко следила за престарелой пенсионеркой. Впрочем, оперативники ее тоже заметили. Более того, один из них узнал в «щипачке» старую знакомую, которую задерживал несколько лет назад.
Оценивая обстановку, сыщики поняли, что на этот раз воровка пришла не одна, а с молодой подельницей. По всему было видно, что они понимают друг друга с одного взгляда. Пока бабуля ковыляла от палатки к палатке, женщины подходили с двух сторон, зажимая жертву. Однако полицейские тоже не дремали. Один не отходил от старушки больше чем на десять метров. На первый взгляд его можно было принять за покупателя, который заинтересованно рассматривает прилавок с одеждой. Но он не отрывал взгляда от кармана «идеальной жертвы» и пальцев «крадунихи». Старушка, конечно, не почувствовала ювелирного движения руки преступницы. А сыщик, увидев, что воровки отхлынули разом от бабули в разные стороны, понял, что кошелек уже украден.
Оперативник устремился за женщиной с «грузом», стараясь не «расшифровать» себя. В это время его напарник аккуратно подобрался к старушке и спросил, на месте ли ее деньги. Пенсионерка сунула руку в карман, обнаружила там пустоту и сразу заголосила. А полицейский, вычислив, куда может побежать вторая воровка, пустился к калитке, ведущей к домам частного сектора. И не ошибся. На дороге стоял заведенный автомобиль, и обе преступницы уже готовы были в него влететь. Сыщики блокировали машину. Старшая «щипачка» еще держала в руке кошелек, и они не дали его «скинуть». Третий страж порядка привел пострадавшую, чтобы удостовериться, что деньги украдены именно из ее кармана. Старушка с точностью указала и сумму, которая лежала в кошельке, и его цвет.
Но задержанная не собиралась «сдаваться». Сначала она попыталась уверить оперативников, что кошелек ей подарили, потом – что нашла. Все точки над «е» были расставлены, когда воровку привезли в райотдел. При личном досмотре в белье женщины были найдены деньги, которые она еще на рынке вынула из кошелька. Под тяжестью улик «щипачка» созналась в содеянном. Ну а бабушке, в обмен на заверение быть осторожнее, вернули всю сумму, которую чуть не присвоили злоумышленницы.
…Еще одна старушка рассталась с кровно нажитым на базаре в Богородицке. Там участились карманные кражи, и сотрудники ОСО выехали на место происшествий, чтобы установить, кто же промышляет в провинциальном городке.
Цепкий взгляд профессионалов сразу выделил из толпы женщину цыганской наружности. В отличие от обычных посетителей рынка она не интересовалась товарами на прилавках, а присматривалась к людям. Рассеянная бабуля (ужасно боявшаяся квартирных воров и носившая с собой все личные сбережения – 30 тысяч рублей и золотой крестик) оказалась для цыганки лакомым кусочком. Воровка запросто вытащила у нее кошелек. Но сотрудники ОСО, ни на миг не выпускавшие карманницу из поля зрения, быстро среагировали и провели задержание.
Выяснилось, что в руки оперативников попалась профессиональная преступница. Жила она в столице, а в соседние области выезжала на «гастроли». Пойманная за руку, цыганка сразу предложила полицейским полмиллиона рублей – по ее словам, некоторые их московские коллеги с удовольствием брали деньги. Но тульские парни отказались от взятки. Они убеждены, что бороться с преступностью можно только чистыми руками. «Столичная штучка» не ушла от ответственности и попала за колючую проволоку.
А с виду –
приличные люди
В продуктовых магазинах и бутиках воришек не меньше, чем на рынках. Одни крадут компакт-диски с играми и фильмами, другие – модную одежду.
В торговой точке, продающей фирменные спортивные вещи, сотрудники оперативно-сыскного отделения взяли с поличным сладкую парочку из Москвы.
32-летний мужчина и 17-летняя девушка совершали преступления, пользуясь экранированной сумкой (она блокирует радиосигнал с магнита, прикрепленного к товару). Не боясь разоблачения, гости столицы сложили в нее спортивные костюмы и запросто пошли мимо кассы. Но на выходе их встретили оперативники из ОСО. Задержанный мужчина стал уверять, что его бес попутал, просил прощения. Тульские полицейские ему не поверили – и правильно сделали.
Проверка показала, что москвича не раз судили в Волгоградской области. Отсидев последний срок, он сменил фамилию и перебрался в столицу. Познакомился с девушкой, втерся в доверие к ее родителям. И сделал из маменькиной дочки преступницу. В итоге рецидивист вновь оказался в тюрьме. Его юная помощница отделалась условным наказанием.
– Молодежь, стоящая за прилавком, может и не заметить преступника, – рассказывает Владимир Илюхин. – А бывает, что видит подозрительных лиц, а противостоять их действиям не в силах, потому что боится. Вдруг покупатель крик поднимет? Вдруг ошибка? Это мы способны скрутить злоумышленника, оставив при нем все улики, а люди неподготовленные предпочитают отвести глаза и оплатить убытки из своего кошелька.
В магазине элитной парфюмерии оперативники ОСО как-то задержали вполне себе приличную женщину. Ее норковая шуба и золотые украшения говорили о достатке. Познакомились поближе, оказалось – довольно известная в городе чиновница. А попалась на краже косметического карандаша.
Еще одна посетительница той же торговой фирмы предпочитала «работать» с десятилетним сынишкой. Продвигаясь от витрины к витрине, она складывала понравившиеся пузырьки прямо в школьный рюкзак мальчика. Покупатели, которые стояли рядом и были свидетелями преступления, удивленные беспрецедентной наглостью, теряли дар речи. А продавцы недосчитывались товара на тысячи рублей. Воровку вычислили и задержали все те же сотрудники ОСО, просмотрев видеозапись с места происшествия. Последняя, кстати, нередко раскрывает тайны только профессионалам.
Разглядеть невидимое
В этом году на складах одной из крупных торговых сетей участились кражи. Воры орудовали с размахом: брали на сотни тысяч рублей. Служба безопасности предприятия часами просиживала над результатами видео­съемки, но ничего подозрительного не видела. Пришлось обратиться за помощью к полицейским. За дело взялись сотрудники ОСО. Они-то и разглядели преступников.
Вот одну из камер видеонаблюдения перекрывает погрузчик. Подъезжает грузовик, и в зазор между ним и прицепом выбрасываются коробки. Моментально приближается другая машина и забирает «потерянное».
Когда подозреваемым предъявили всю собранную информацию, они стали бороться за право, кто первым напишет чистосердечное признание. А жуликов, кстати, оказалось немало: пять коллективов по четыре-пять человек – грузчики, водители, рабочие. Воровали они колбасу, сыр и косметику…
Как это ни парадоксально звучит, но карманники появились раньше, чем сами карманы. Популярная криминальная профессия запросто переживает века и формации. Но, как известно, правопорядок определяется не наличием воров, а умением их обезвреживать…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему