Тайны спецслужб

10:11, 03 апреля 2024

«Меня посадили в автомашину и привезли в городскую управу», или Кузевичева без награды?

«Меня посадили в автомашину и привезли в городскую управу», или Кузевичева без награды?

Читатели, давно и внимательно следящие за нашим редакционным проектом о щекинском бургомистре Кувшинове и его окружении, который мы готовим совместно с пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, попросили нас рассказать про старосту деревни Ясенки. Кто им был в 1941-м? Какую работу выполнял на захваченной немцами территории? И как сложилась его судьба после освобождения Щекинского района от фашистов? Эту информацию нам удалось найти.

ДОСЬЕ

Кузьма Степанович Фр-в. Родился в селе Коледино Колединского сельсовета Щекинского района в 1894 году. В начальный период Великой Отечественной войны проживал в д. Ясенки Ново-Колпенского сельсовета Щекинского района, в том числе в период оккупации. Не судим до войны. «Работал по назначению оккупантов старостой деревни Ясенки и проводил изменническую деятельность». Задержан после изгнания гитлеровцев с территории района – 31.12.1941 г., а 22.01.1942 г. арестован Управлением НКВД по Тульской области по обвинению в измене Родине. В ходе следствия признал себя виновным.

Фр-в пояснил чекистам, что старостой его назначили 10 декабря 1941 года. При этом ставленник получил от немецкого сельхозкоменданта соответствующий документ: удостоверение, подписанное, правда, еще раньше – 8 декабря. Сам Фр-в поначалу сказал сотрудникам госбезопасности, что он «практической работы в пользу немцев не проводил». Однако на последующих допросах все же признался: да, выполнял указания оккупантов «по посылке лошадей в немецкий обоз, составил список коммунистов, проживавших <в Ясенках>, и производил ежедневно отметку их». Допрошенные по уголовному делу Фр-ва свидетели «также подтвердили его пособничество врагу»; к делу были приобщены выданное Фр-ву удостоверение о назначении старостой и список коммунистов, проживавших в деревне Ясенки; все это было изъято у Кузьмы Степановича при обыске. Кстати, про этого старосту документы мы обнаружили и в фондах Государственного архива Тульской области

ДОСЬЕ

п. 1. Разбор апелляций.
По Щекинскому РК ВКП(б).
9. Кузевичева Анастасия Самсоновна (докладывает т. Михайлова, присутствует т. Кузевичева, от РК ВКП(б) т. Шмакова).
1908 года рождения, член ВКП(б) с 1939 года, партийный билет № 3951260, крестьянка-колхозница, образование низшее. Работает председателем Ново-Колпенского сельсовета.
Решением Бюро Щекинского РК ВКП(б) от 15 апреля 1942 года за уничтожение партбилета и регистрацию в полиции Кузевичевой объявлен строгий выговор.
Кузевичева во время оккупации Щекинского района немцами, скрываясь от них, жила в разных деревнях района. Боясь попасть в руки к немцам с партбилетом, уничтожила его. На немцев не работала, как коммунистка ходила на отметку к старосте деревни Ясенки. В деревне Ясенки Кузевичева организовала питание и уход за тяжело ранеными красноармейцами.
Имеется положительная характеристика от парторганизации.
Отменить решение Бюро Щекинского РК ВКП(б) от 15 апреля 1942 года, за уничтожение партбилета и регистрацию у старосты Кузевичевой объявить выговор с занесением в учетную карточку.
Предложить Щекинскому РК ВКП(б) оформить выдачу партдокумента т. Кузевичевой Анастасии Самсоновне.
Источник: ГАТО. Ф. П-177. Оп. 8. Д. 13. Л. 232-233.
Из протокола № 182 заседания Бюро Тульского обкома ВКП(б) от 9 июня 1942 года.

По большому счету, Кузевичевой нужно было в 1942-м не выговор объявлять, а представлять ее к правительственной награде – за спасение бойцов РККА! Может, нынешние щекинские краеведы выступят с инициативой о награждении, пусть и посмертно, Анастасии Самсоновны? А мы пока вернемся к показаниям Фр-ва.

3 января 1942 года он упомянул еще одного щекинского коллаборациониста, о котором мы писали ранее: Гор-ва. Фр-в сделал важное уточнение: оказывается, до того, как он, то есть Фр-в, стал старостой, в Ясенках уже был человек, который выполнял обязанности старосты до 10 декабря 1941 года – это был председатель колхоза Василий Иванович Га-н. Так почему же Га-н был только и.о., почему его не назначили старостой? «С одной стороны, Га-н объяснял, что ему как члену ВКП(б) не доверяют немцы, а на самом деле он является близким другом Гор-ву, и когда было известно, что Красная Армия перешла в наступление, то Гор-ев, спасая Га-на как немецкого пособника, поручил мне эту работу», – разъяснял чекистам Фр-в. Из рассказа Фр-ва выходит, что Гор-ев будто бы выводил из-под удара Га-на: мол, вернется если Красная Армия – и Га-н вроде как и не совсем враг, а всего лишь и.о., ничем себя особо не запятнавший, а вот другое дело – староста Фр-в: видите, он и назначен врагом, и документец имел от немцев. Хитрая комбинация? Так ли все было на самом деле? Или действительно каждый выкручивался как мог и сочинял все что только в голову лезло, дабы уйти от ответственности?

А вот что рассказал сотрудникам госбезопасности Фр-в на допросе от 18 мая 1942 года: «10 декабря ко мне в дом приехал Гор-ев и сказал мне, что я назначаюсь на должность старосты д. Ясенки. После этого меня посадили в автомашину и привезли в городскую управу, где спрашивали у меня автобиографические данные: фамилию, имя, отчество, год рождения, место рождения, место жительства, судимость. На все вопросы были даны ответы». Ответы эти записывал Гор-ев, которого Фр-в потом в общении с чекистами несколько раз ошибочно назвал бургомистром (напомним, бургомистром являлся Кувшинов). «После регистрации Гор-ев сказал мне, что с сегодняшнего дня я назначен старостой и непосредственно нахожусь в подчинении старшины Род-ва Тихона Филипповича и все данные им указания вы должны безоговорочно выполнять. По окончании регистрации и после моего знакомства с моим начальником я пошел в д. Ясенки, где до 13 декабря не имел никаких поручений. 12-13 декабря 1941 г. Род-ев пришел на конный колхозный двор и приказал мне, чтобы я приготовил 5 лошадей с хорошей упряжью. 13 или 14 декабря 1941 года я получил распоряжение от Род-ва о том, что мне как старосте предлагается произвести регистрацию всех коммунистов», – рассказывал далее Фр-в. Подробно же о Гор-ве его не допрашивали.

Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 12 августа 1942 года Кузьма Фр-в за измену Родине был заключен в исправительно-трудовые лагеря на 10 лет.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

На фото: Щекинский район в наши дни

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий