Камень, помнящий всё: «Мост на Дрине» Иво Андрича
- 14:10 25 сентября 2025

Jelica18/CC BY-SA 4.0
Бакари ГРДЗЕЛИШВИЛИ
Фото: Alex333e/свободный доступ, Stevan Kragujević/CC BY-SA 3.0 rs, Jelica18/CC BY-SA 4.0
Рубрика «Книжная полка»
На полках проекта «Книжная полка» сегодня поселилась книга особого калибра — не просто роман, а целая вселенная, за которую её автор, югославский писатель Иво Андрич, был удостоен Нобелевской премии по литературе. Перед нами «Мост на Дрине» — масштабное эпическое полотно, которое смело можно назвать одним из духовных ключей к пониманию не только Балкан, но и всей сложной механики человеческой истории.
«Тульские известия» предлагают вместе вглядеться в эту литературную фреску, чтобы понять, почему роман, написанный более полувека назад, остаётся до сих пор актуальным.
В центре повествования — мост через реку Дрину, построенный в 16 веке по приказу великого визиря Мехмеда-паши Соколовича, выходца из этих мест, насильно обращённого в ислам в детстве.
Мост в Вишеграде — словно Стикс, граница между мирами: между эпохами, народами, религиями и судьбами. Люди приходят и уходят, как тени в подземном царстве, а мост остаётся, подобно Харону, который ничего не объясняет, а просто перевозит.
Мост в г. Вишеград
Удивительно, как у Андрича архитектура становится героем, а камень — носителем памяти. Мост не одушевлён, но он смотрит, помнит, свидетельствует. Он принимает и казни, и свадебные процессии, и детей, ловящих рыбу, и пленных, и солдат.
— Все проходило, но мост оставался. Он был подобен правде, которую каждый пытался извратить, но никто не мог разрушить.
На страницах романа проходят сотни персонажей. Каждый из них — живой штрих в большой фреске: купцы, дети, солдаты, монахи, проститутки, чиновники. У каждого — свой миг жизни на фоне моста.
У Андрича нет ни героизации, ни идеализации. Его персонажи редко совершают «поступки», они терпят, ждут, наблюдают.
Герой в «Мосте на Дрине» — это не тот, кто побеждает, а тот, кто способен сохранять достоинство в мире, где ничто не стабильно. Персонажи — части исторической конструкции, где мост (судьба) больше и прочнее любого из них.
Это философия «балканского стоицизма». Как писал сам Андрич:
— Люди на Балканах привыкли не столько жить, сколько переносить жизнь.
Самое страшное — будничность страдания. У Андрича почти нет пафоса. Есть горечь, ирония и почти газетная сухость:
— На том же месте, где весёлые люди когда-то праздновали завершение строительства, теперь вешали восставших. А река текла всё так же, равнодушно, как и прежде.
И если вам кажется, что история — это пролистывание дат и имён, прочтите Андрича. И вы поймёте: настоящая история происходит внутри человека, между «было» и «осталось».
Персонажи
Фата
— Красивая молодая девушка из мусульманской семьи, чью трагическую историю Андрич описывает как притчу. Фата, сброшенная с моста, становится символом чести.
Архимандрит Богобал
— Представитель православного духовенства, который пытается сохранить веру и устойчивость традиций, несмотря на исторические бурю и унижения.
Алиходжа Мутавелич
— Консервативный мусульманин, очень уважаемый старейшина, верящий в стабильность и вечность старого мира. Его конфликт с реальностью — это столкновение традиции и новой эпохи. Он презирает перемены и в конце концов оказывается неспособным принять распад старого порядка.
Гойко
— Простой сербский крестьянин, который несёт в себе народную мудрость и терпение.
Радишич
— Прототип "балканского карьериста" — чиновника, который перестраивается под любую власть. Он — символ человека-без-принципа, приспособленца.
Памятник Андричу в Белграде(Сербия)
Кому понравится
Любителям исторического романа, особенно в восточноевропейском и балканском контексте.
Читателям, интересующимся вопросами национальной идентичности и религиозных столкновений.
Тем, кто ценит эпическую прозу с философским подтекстом.
Поклонникам Маркеса, Лиоса, Стефана Цвейга, и других авторов, способных через конкретное говорить об универсальном.
4 причины прочитать
История как дыхание народа: роман показывает, как события «большой истории» прорастают в судьбы обычных людей.
Мост — как образ памяти и связи времён: символизм конструкции становится метафорой культурных связей и трагедий.
Философская глубина без пафоса: размышления о времени, судьбе, насилии и терпении вплетены в жизнь городка и его жителей.
Мастерство языка и структуры: Андрич создаёт историю одной страны, одного места и человечества в целом.
