Без срока давности

15:17, 25 августа 2021

Кто охранял бургомистра, или Пропавший шахтер

Мы уже много знаем о боях за Тулу и совсем мало – о том, как жили люди в оккупированных городах и деревнях области. Восполнить этот пробел в знаниях помогут уникальные материалы о бургомистре города Щекино Кувшинове и о его окружении, предоставленные редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области.

 

Сторожа без оружия

– Какую работу вы выполняли при оккупации вашего (Щекинского. – Прим. ред.) района немецкими войсками? – задал вопрос сотрудник госбезопасности щекинцу Ивану Панову (дело было 28 декабря 1941 года).

– С 11 по 16 ноября был старшим охранником, или разводящим при внутренней охране бургомистра города Щекино, – последовал ответ (согласитесь, в руки чекистов попала птица не самого низкого полета). Мужчина почему-то посчитал нужным добавить: «С 16 ноября на работу не выходил».

ДОСЬЕ

Иван Михайлович Панов родился в 1905 году. Уроженец деревни Ясенки Щекинского района. Образование 2 класса. Беспартийный. С 1934 г. работал в пожарно-вахтерской охране треста «Щекинуголь»: до 1938 г. был делопроизводителем, а с 1938-го являлся начальником вахтерской охраны. Состоял в браке, воспитывал дочь.

При каких же обстоятельствах этот человек попал в охрану самого бургомистра? 10 ноября 1941-го Ивана Панова вызвал к себе начальник этой самой охраны Степан Кутепов, который предложил восстановить охрану шахт. Панов категорически отказался (по крайней мере, так он заявил сотруднику госбезопасности). И тогда «11 ноября Кутепов пришел с немцем и предложил следовать в управу, – рассказывал Панов. – В управе, угрожая, предложили начать работу. Дали задание расставить людей по постам и контролировать выполнение ими обязанностей». Иван Панов уточнил – что касается практической работы, которую проделал конкретно он, то заключалась она в следующем: «переписал список личного состава охраны» (всего она насчитывала 30 человек), «другой работы не проводил», «других заданий ни от кого не получал». Правда, потом припомнил, что сдал немцам шесть берданок. Точнее, оккупанты приняли оружие фактически у самих себя. Ведь, как сообщил Панов сотруднику госбезопасности, «при занятии немцами помещения охраны ими было обнаружено в шкафу в конторе 6 берданок, которые я им и сдал».

Из выше указанных тридцати охранников Панов назвал фамилии пятерых: это жители поселка Социалистический города Щекино Никита Никитович Говоров, Иван Иванович Дорофеев, Владимир Михайлович Ряшенцев, Устин Иванович Лобанов и Куликов. В чем заключалась работа этих охранников? Они должны были охранять две шахты (№16 и №7), пару заводов (кислотоупорный и шамотный), а также два склада. Если верить Панову, оружия охранники (!) не имели!

Отвечая на вопрос о том, кто имел связь с немецким командованием, Панов перечислил следующих лиц. Это Владимиров («бухгалтер треста «Щекинуголь» – проводил перепись населения г. Щекино»), Овчинников («раньше работал в тресте «Щекинуголь», распоряжался квартирными вопросами»), Елена Иосифовна Глебова («была секретарем бургомистра»), Степан Кутепов («был начальником охраны»), Дмитрий Павлович Кувшинов («бургомистр города Щекино»), а кроме того, «два брата Кувшинова были в охране».

Домой не вернулся

А сейчас мы расскажем о судьбе местного шахтера Александра Дьячкина, пропавшего без вести в период оккупации Щекинского района, и о его супруге Нине Дьячкиной, которой довелось пообщаться с упомянутым выше бургомистром.

ДОСЬЕ

Нина Семеновна Дьячкина родилась в 1913 году. Работала откатчицей на шахте № 16 треста «Щекинуголь». В 1941 году в период оккупации Щекинского района проживала в поселке шахты № 16. До 12 ноября 1941-го жила вместе с мужем Александром Ивановичем Дьячкиным, кандидатом в члены ВКП(б); ранее он трудился на шахте № 16 крепильщиком и до оккупации района являлся членом истребительного батальона.

12 июня 1944 года Нина Дьячкина в разговоре с сотрудником госбезопасности сообщила о том, что 12 ноября 1941 года в ее квартиру вошли немец и неизвестный русский. Они предложили Александру Дьячкину явиться в городскую управу и встать на учет, поскольку мужчина до прихода гитлеровцев входил в состав местного истребительного батальона. Тогда же новые власти потребовали, чтобы в горуправу, помимо Дьячкина, явились щекинцы Артеменко, Уляхин, Мосолов. Вчетвером упомянутые мужчины туда и отправились. «Артеменко, Мосолов, Уляхин вернулись обратно домой, а мой муж был оставлен бургомистром Кувшиновым и до сего времени я не знаю, куда делся мой муж, никаких слухов я о нем не имею, – поведала Нина Семеновна. – На следующий день, когда не возвратился мой муж, я пошла в управу к Кувшинову узнать, где муж. Кувшинов мне ответил: «Я вашего мужа направил в комендатуру, а куда его немцы дели, я не знаю». Кто выдал немцам моего мужа, мне неизвестно».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

cI5GTxHA92w.jpg

На фото: Бойцы Красной Армии в освобожденном от гитлеровцев городе Щекино – снимок сделан 5 января 1942 года

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий