Без срока давности

16:50, 10 февраля 2022

«На деле все «заготовки» проводились путем насилия и грабежа у мирного населения». Как жили чернские крестьяне во время оккупации и как ловили немецких пособников?

«На деле все «заготовки» проводились путем насилия и грабежа у мирного населения». Как жили чернские крестьяне во время оккупации и как ловили немецких пособников?

Весной 1963 года сотрудники госбезопасности в Черни (любопытно, что тогда она входила в состав Плавского района) пообщались с пенсионером Владимиром Хнычковым.

ДОСЬЕ

Владимир Алексеевич Хнычков. Родился в 1896 году в пос. Чернь Тульской области. Из крестьян-середняков. Проживал в д. Казацкая Слобода. Образование – 4 класса. Беспартийный. По профессии продавец. С 1942-го (по другим данным, с 1941 г.) по 1945 год участвовал в Великой Отечественной войне; имел ранения (3) и контузию; старший санитар операционно-перевязочного блока хирургического полевого подвижного госпиталя №570. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью#4e5154; background: #fef5f5;"> «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Как следует из материалов, предоставленных пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, Хнычков сообщил, что он знал как жителей Черни и Владимира Кельвеса, и Николая Борзенкова, и Алексея Зайцева, и Ивана Крылова, и Петра Кутепова – в общем, практически всех фигурантов дела Кельвеса и его окружения, кроме Андрея Подчуфарова. Со всеми из них Хнычков имел нормальные отношения, ни с кем не ссорился. В Черни Владимир Алексеевич проживал с 1935 года. Он знал, что Кельвес и его подчиненные работали во время оккупации в Чернской сельскохозяйственной комендатуре. Туда же, кстати, устроился и брат – Алексей Алексеевич Хнычков (в 1942 году его арестовали органы НКВД и потом он уже домой не вернулся). «По слухам, все эти работники сельскохозяйственной комендатуры во исполнение приказов немецкого командования должны были организовывать изъятие, конфискацию всего скота у всего населения района, однако, что ими было сделано в этой части, не знаю, – рассказывал Владимир Хнычков утром 28 марта 1963-го. – Меня лично на подвозку дров на пекарню назначил бургомистр поселка Чернь Никольский».

Хнычкова спросили: говорил ли ему его брат Алексей, кто возглавлял сельхозкомендатуру и кто и кем в ней работал? «Я и сам видел всех их в сельхозкомендатуре за работой, когда меня вызвали туда для выполнения работ по подвозке дров, а начальником сельхозкомендатуры по Чернскому району, по слухам, был Кельвес. Мой брат говорил мне, что его и Чистякова И.А. посылают в Казарино, Беськово и Белино в отношении конфискации у крестьян скота, и они туда ездили с приказом комендатуры, но, как мне известно, никакого скота из этих деревень они не привели», – пояснил пенсионер. Мужчина припомнил еще и такой факт: вместе с ним в 1941 году дрова к пекарне возили братья Константин Петрович и Александр Петрович Ремезовы.

Известно, что Алексей Хнычков родился в 1891 году в Черни. Он был сыном крупного торговца. Считался грамотным. В ВКП(б) не состоял. В январе и феврале 1942 года сотрудники Управления НКВД по Тульской области арестовали Алексея Алексеевича Хнычкова, а также еще четверых человек. Основанием послужили показания свидетелей и нескольких ранее арестованных граждан, которые утверждали: А. Хнычков и другие в период оккупации Чернского района работали при местной сельскохозяйственной комендатуре заготовителями сельхозпродуктов для немецкой армии, под угрозой расстрела обязывали старост и старшин сдавать скот, хлеб, фураж, мобилизовывать лошадей с повозками и возчиков в обоз вермахта. Обвиняемые полностью признали себя виновными в пособничестве гитлеровцам. По показаниям обвиняемых и свидетелей проходил Кельвес (как руководитель сельхозкомендатуры, издававший приказы и распоряжения о конфискации скота и сельхозпродуктов у населения; с этими приказами Кельвес направлял в села своих подчиненных, инструкторов сельхозкомендатуры, заготовителей). По показаниям обвиняемого Ивана Кондратьевича Кондратова (1897 года рождения, уроженец д. Коломенка Липицкого района Тульской области, грамотный, в ВКП(б) не состоял, до ареста проживал в Черни) проходили как бывшие пособники оккупантов инструкторы сельхозкомендатуры Петр Кутепов, Иван Чистяков, Андрей Подчуфаров, «которые так же, как и сам Кондратов, имели закрепленные за ними села, откуда они брали скот, сбрую, фураж, муку и сельхозпродукты как принадлежащие колхозу, так и колхозникам, выполняли распоряжения Кельвеса В.Г., являлись проводниками установления фашистского режима на оккупированной территории». Кондратов 15 февраля 1942 года сообщил сотрудникам госбезопасности: сельхозкомендатура в Черни была создана с той целью, чтобы организовать помощь немецкой армии в снабжении продовольствием и другими видами продукции сельского хозяйства, а также готовыми изделиями (это валенки, шубы и т.д.). «Продукты заготовлялись якобы в плановом порядке путем разверстки по колхозам, а на деле все «заготовки» проводились путем насилия и грабежа у мирного населения». Вот так вот…

В июле 1942 года Иван Кондратов, Алексей Хнычков и еще трое были постановлением Особого Совещания при НКВД СССР приговорены к высшей мере наказания и расстреляны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий