NULL

Культура

11:17, 28 февраля 2024

Музейный февраль

Музейный февраль

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей КИРЕЕВ, Геннадий ПОЛЯКОВ

Впервые опробованный в Тульской области формат «Музейная зима» по насыщенности не уступил ставшему уже привычным и ожидаемым «Музейному лету». Набрав обороты, проект не уместился в рамки трех зимних месяцев, и новые культурные события, стартовавшие в феврале, останутся с нами и после окончания «Музейной зимы» и зимы календарной.

Писаные красавицы

Экспозиция «Три Татьяны», объединившая трех тезок-мастериц и три традиционных промысла, открыта Тульским музейным объединением в Музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Павловопосадские платки, жостовские подносы, федоскинская лаковая миниатюра давно вошли в серийное производство; не только увидеть, но и приобрести подобную вещь уже не проблема. Но именно — подобную. Неповторимых авторских работ, выполненных в традициях старинных промыслов не фабричным способом, а кустарно и в единственном экземпляре, большинство туляков не видели никогда. А в феврале–марте могут посмотреть.

_MG_7414.JPG

Художник-миниатюрист Татьяна Дмитриева, мастер жостовской росписи Татьяна Шолохова и Татьяна Сухаревская, создающая авторские платки в традиции Павловского Посада, давно знакомы и даже дружны.

А идею совместной выставки Татьяны реализовали на тульской земле по приглашению руководителя Музея декоративно-прикладного и народного искусства Аллы Гончаровой — также народного мастера, специалиста по филимоновской игрушке.

_MG_7427.JPG-10.JPG

 — Эту выставку мы ждали давно, — улыбается Алла Гончарова. — Камерная, атмосферная, она органично объединила в одном зале работы трех жанров. Ведь у наших Татьян, кроме любви к народному промыслу, есть и еще кое-что общее. Все они — члены творческой комиссии по народному искусству Союза художников России, знают историю и особенности не только собственных промыслов, но и многих других, исконных для русской земли. Такое взаимодействие, творческое влияние рождает взаимопроникновение разных видов искусства.

Безусловно, в каждом промысле свои секреты, приемы, традиционные элементы. Но иногда они перекликаются, и замечать такие нюансы занятно.

Так, организаторы выставки «Три Татьяны» намеренно разместили некоторые экспонаты рядом. Внимательный зритель заметит не только родство выполненных в разных техниках работ по колеру, но даже отдельные элементы, очень похожие один на другой.

Например, рядом с шалью «Бархатная ночь» расположен поднос «Весна», и нетрудно заметить почти фотографическое сходство розанов в орнаментах…

_MG_7431.JPG

В общей сложности около 80 предметов разместились в одном зале музея, где сошлись не только Жостово, Федяшево и Павловский Посад; встретились традиции и современность, прошлое и настоящее.

 — Главная наша задача — показать, что народное искусство живет, что наши современники сегодня создают не реплики и копии, они — настоящие продолжатели традиций старины, — объясняет наша собеседница. — Через народное искусство мы рассказываем сегодня детям о наших корнях. Живы корни — будет жить дерево.

Инструментальные истории

Более 30 музыкальных инструментов, «старший» из которых датируется концом XIX века, представил зрителям Мемориальный музей Н. И. Белобородова, также входящий в систему Тульского музейного объединения.

Не только привычные тулякам гармони и аккордеоны, но и гусли, концертина, патефон, музыкальная шкатулка, скрипка, кларнет, мандолины… И у каждого — своя история. Собственно, и выставка «Мир звуковых сокровищ» — не о звуках, а об этих историях редких инструментов, доживших до наших дней, не потеряв «голоса».

Среди инструментов и аппаратов для извлечения звука, созданных с конца XIX века до середины века ХХ, «споет» посетителям только послевоенный патефон. Ностальгическая «Рио-Рита» с характерным шумом и поскрипыванием зазвучит с пластинки того же времени.

_MG_7453.JPG1.JPG

Но и «молчаливым» инструментам в витринах есть что рассказать.

 — Поскольку мы в музее имени Николая Ивановича Белобородова, тульского самородка-изобретателя, мы, конечно, не могли в этой выставке обойти вниманием хроматические ручные гармоники, — рассказывает руководитель подразделения Ираида Савко. — Здесь у нас: гармони, баяны, аккордеоны итальянского производства — Granesso и Paolo Soprani. Последние интересны тем, что вовсе не имеют клавиш, только кнопки по обеим сторонам.

Среди других экспонатов западного производства — немецкие баян и губная гармоника фирмы Weltmeister, уникальные гусли Zimmermann конца XIX века, мандолина той же фирмы, выпущенная в 1910 году, и еще одна, на год «младше», созданная в мастерской братьев Катани. Обе инкрустированы перламутром.

_MG_7437.JPG

Эти антикварные инструменты попали в фонды Тульского музейного объединения из частной коллекции туляка Михаила Нестеренко, известного в музыкальных кругах не столько как коллекционер, сколько как мастер, вручную на дому создававший скрипки.

 — За годы работы «тульский Страдивари» — так его называли в городе, создал более 80 инструментов, — уточняет Ираида Савко. — Нестеренко строил скрипки, виолончели, альты… Да, о создаваемых вручную музыкальных инструментах так же, как и о кораблях, говорят: «строил». А эти были такого высокого качества, что на них играли даже музыканты Большого театра. Коллекцию музыкальных инструментов и рабочие принадлежности Михаила Нестеренко передали в музейные фонды потомки мастера.

Кустарные инструменты есть и на выставке «Мир звуковых сокровищ». Например, гармонь мастерской братьев Протаколовых-Пастуховых.

А инструмент, о котором в музее больше всего любят рассказывать, тоже представитель семейства гармоник — концертина, неприметно расположившаяся в нижнем ярусе одной из витрин.

_MG_7481.JPG

Она принадлежала известному куплетисту, народному артисту РФ, конферансье и участнику эстрадного дуэта «Рудаков и Нечаев» Павлу Рудакову. С этим инструментом он выступал в новогодних «Голубых огоньках».

Концертина Рудакова, на самом деле, знакома практически каждому, читающему эти строки. Все мы видели ее в знаменитой киноленте «Москва слезам не верит», где дуэт Рудакова и Нечаева выступал с сатирическими куплетами на «съемках новогодней программы».

Концертину в 2002 году передала в фонды Тульского музейного объединения дочь артиста. В память о том, что даже, получив всесоюзную известность, Павел Васильевич не терял связи с малой родиной — Тулой.

Идем на свет

Стеклянный, оловянный, деревянный — это не про прилагательные-исключения, а про различные осветительные приборы XIX–XX веков. Накладные элементы, ковка, надглазурная роспись, позолота — все это тоже про них. А еще любопытные и малоизвестные факты. Просвещение через освещение.

Историю осветительных приборов и приспособлений от лучины до керосиновой лампы расскажут восемь десятков предметов из фондов Тульского музейного объединения.

Выставка «Струится лампы мягкий свет. Осветительные приборы конца XIX — начала XX века в быту» проходит в неожиданном, на первый взгляд, подразделении объединения — музее «Тульские самовары». Однако тема самоваров вполне органично вплетена в экспозицию, благодаря уточнению «в быту».

IMG_4653.JPG

 — Мы решили показать не только саму историю осветительных приборов и различные их виды, но и то, как их использовали люди, — рассказывает специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея «Тульские самовары» Светлана Кондрашова. —

Выставку открывает фрагмент крестьянского быта. Здесь освещение было немудреным: преимущественно свечные фонари, масляные лампы, светцы — металлические держатели для лучины и самой простенькой конструкции керосиновые лампы.

Тут же — две шахтерские лампы, гасилка и шахтерский фонарь. Последний был найден в Тульской области во время раскопок 25 лет назад.

Еще один необычный экспонат — кустарный велосипедный фонарь европейского производства. Увесистое металлическое приспособление, сочетающее функционал осветительного прибора и звонка, повалило бы на бок большинство современных легких велосипедов, а на рубеже позапрошлого и прошлого веков, с большой вероятностью, могло использоваться на двухместном или трехместном велосипеде, популярных в то время в Европе.

Тему трапезы за крестьянским столом при свете свечного фонаря поддерживают традиционный рушник Тульской губернии, дровяной самовар «банка», глиняные кубышки, махотка для молока и другие предметы из собрания Тульского музейного объединения, отвечающие моделируемым месту и времени действия.

IMG_4683.JPG

Отдельно представлены осветительные приборы, используемые во время церковных служб: архиерейские канделябры на три свечи, подсвечники, лампадки. Тему поддерживают кадило, потир — сосуд для причастия, собрание акафистов и канонов в богато украшенном переплете и уникальной сохранности дарохранительница XVIII века.

Кабинетные подсвечники — низкие на массивной твердой основе, таперты для тонких свеч, бронзовые с позолотой канделябры, жирандоли, украшенные керамикой и эмалью — все это освещение для богатых домов. Здесь и керосиновые лампы — произведения искусства, больше походящие на китайские вазы ручной росписи, чем на «керосинку», какой ее представляют большинство наших современников.

К слову, предметы в «китайском фасоне» были весьма популярны в рассматриваемый период и украшали многие дворянские интерьеры. На выставке тому подтверждение — керамический китайский фонарик и настольная лампа.

 

За воротами — Дикое поле

Второй мультимедийный продукт, созданный на основе многолетних исследований территории Куликова поля, презентовал на прошедшей неделе одноименный музей-заповедник.

«Куликово поле» приглашает встать на пути степняков вместе с защитниками Епифанской крепости в VR-квесте «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань».

 — Проект посвящен героической истории Епифани как города-крепости, — рассказывает специалист экспозиционно-выставочного отдела Музея-заповедника «Куликово поле» Елизавета Клянина. — Возник Епифанский остров в 60-е годы XVI века для защиты южных рубежей Московского государства. Это уникальное сооружение — трехстенное, с тремя башнями по одной стене. И довольно впечатляющее для своего времени: центральная проездная башня насчитывала 30 метров в высоту. «Побывать» внутри этой крепости, воссозданной по описаниям сотрудниками музея, поможет VR-квест, где проработано все до мелочей — даже пуговки на кафтанах персонажей соответствуют историческим. Наша задача, с одной стороны, погрузить посетителя в историю, с другой стороны, сделать это интересно.

IMG_4772.JPG

Игроку предлагается игроку роль защитника Епифанской крепости. По ходу сюжета ему предстоит взаимодействовать с историческими персонажами, наряду с другими служилыми людьми нести пост в крепостном гарнизоне, разбираться в амуниции, взвешивать порох, заряжать пищаль…

IMG_4956.JPG

В дополненной реальности уже сейчас можно побывать на территории Научного центра «Археология и реставрация» в Музейном квартале Тулы, а позже VR-квест переместится в Епифань, составив часть интерактивной программы мультимедийной выставки «Епифань. Крепость на границе поля».

Экспозиция разместится в отреставрированном памятнике архитектуры — Доме Пучковых. На трех сотнях квадратных метрах будут представлены костюмы и вооружение стрельцов, казаков, пушкарей, знамена казачьих и солдатских полков, в музейных витринах — подлинные артефакты XVI–XVII веков, обнаруженные Тульской археологической экспедицией на южных окраинах Тульской области, в Ефремовском районе. Предметы и детали, относящиеся к вооружению и снаряжению, инструменты и предметы быта поселенцев, нательные кресты, монеты-чешуйки, которые защитники Епифанской крепости получали в качестве жалования за свою службу…

 — Все это — вещи удивительной сохранности, — рассказывает заведующий отделом археологических исследований музея «Куликово поле» и начальник Тульской археологической экспедиции Евгений Столяров. — К примеру, вот кресало — на нем лопнула дужка и отломилось колечко для подвеса, а все остальное — в первозданном виде. Немного деформирован нательный крестик. Почти идеально сохранились курок замка от огнестрельного оружия и наконечник совни — древкового оружия, служившего в бою, как пехотинцам, так и конникам. Боевой нож с интересной орнаментацией и сквозным прорезанным узором на клинке затронут коррозией, но с большой вероятностью наши реставраторы сумеют восстановить его и даже обнаружить клеймо мастера у пяты оружия.

IMG_4853.JPG

Здесь же — на вид невзрачная, но очень редкая находка: брусочек свинца. Такие археологи иногда находят в местах, где некогда стояли засечные крепости. Свинцовые заготовки были нужны для того, чтобы изготавливать пули: кто-то растапливал свинец и отливал боеприпас в пулелейке, иной отрезал кусочек и прокатывал, а кто-то и вовсе не обрабатывал и использовал в качестве шрапнели. Бывало, и не по назначению задействовали такие стратегические запасы. Например, потерялась у служилого пуговица — взял, да и выплавил новую из податливого свинца. По словам Евгения Столярова, тульские археологи обнаруживали даже кресты и перстни, изготовленные таким способом.

Совокупно эти предметы довольно полно иллюстрируют материальную и духовную культуру служилого населения южных окраин Московского государства второй-третьей четверти XVII века, в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. Научные сотрудники «Куликова поля» специально отобрали ту категорию находок, что так или иначе задействованы в VR-проекте.

Все представленные находки сделаны летом 2023 года, пока они законсервированы, научная обработка и реставрация им только предстоит. В уже отреставрированном виде все они пополнят экспозицию «Епифань. Крепость на границе поля».

Усилят коллекцию уникальные экспонаты: клевец XVI–XVII веков и ствол затинной пищали XVI–XVIII веков.

А мультимедийный блок выставки, помимо VR-квеста, составит анимированный макет Епифанского острога.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий