Общество

15:16, 18 августа 2021

Дело Григория Бурбело

«В районе города Любляны карательный полк СС «Варяг», в составе которого я находился, продолжал вести вооруженную борьбу против югославских партизан. Будучи бессильными вести наступательные бои против партизан, мы в большинстве случаев вели оборонительные бои, обороняя Любляны от партизан. Все же окрестные населенные пункты нами по-прежнему подвергались ограблению и опустошению. Но далеко от Люблян мы не выезжали, боясь нападения больших отрядов югославских партизан». Это выдержка из недавно рассекреченных материалов Управления ФСБ России по Тульской области, касающихся деятельности человека, на след которого сотрудники госбезопасности вышли спустя несколько лет после войны. Вот только правду о своем прошлом этот самый человек поначалу пытался от сотрудников госбезопасности утаить.

 

Соврать не получилось

Григорий Бурбело, когда началась Великая Отечественная, проживал на территории Херсонской области в селе Большая Александровка. До 23 декабря 1943-го работал в колхозе – оккупантами колхозы не распускались. Со слов Григория, как-то гитлеровцы устроили облаву и всех задержанных мужчин, включая Бурбело, направили в город Николаев, в лагерь (там содержались как военнопленные, так и гражданские лица – несколько тысяч человек). Эти люди рыли противотанковый ров вокруг города. В Николаеве Бурбело пробыл до марта 1944 года. А потом его и еще порядка 200 человек отправили в город Крайсберг, где Григорий находился до августа 44-го. Строил дороги, заготавливал дрова. Потом молодого человека вместе с 250 товарищами по несчастью посадили в эшелон, и поезд потащил вагоны в Клагенфурт (Австрия), в очередной лагерь. Строил тоннель. И там находился до освобождения английскими войсками в мае 1945-го. А дней через пять оказался в распоряжении советского командования. Вот так, мол, дорогие товарищи, побросала судьба меня, несчастного, по свету. Такие «песни напевал» Григорий на первых допросах. Про «Варяг» – ни слова. Чекисты спросили у Бурбело прямо: служил ли он в немецкой армии? «Нет», – слукавил Бурбело. Но потом понял: придется говорить правду. Он пояснил: в лагере в Николаеве он был до марта 1944-го, туда ежедневно приходили немецкие пропагандисты, агитируя лагерный контингент вступать в немецкую армию. Дескать, кто согласится – тот будет хорошо обеспечен, в достатке будет жить и семья. Говорили агитаторы и о том, что Красная Армия разбита. «После соответствующей обработки в антисоветском духе молодежь, которая размещалась в отдельном бараке, посчитали как созданный батальон для службы в немецкой армии, – объяснил Григорий. – Всего в отдельном бараке находилось человек 400. В марте 1944 года к нам приехали белоэмигранты, которые отобрали 200 человек молодежи, проживающей в отдельном корпусе, и увезли в Германию в город Крайсберг. В числе отобранных находился и я».

Burbelo.JPG

Григорий Бурбело

Не солдаты, а охотники

В Крайсберге Бурбело и других «новобранцев» ждали строевая подготовка, изучение оружия, тактические занятия. Примерно в сентябре 44-го обучение завершилось, «из нас уже сформировали батальон, которым командовал белоэмигрант капитан Семенов. Так он и назывался – Семеновский батальон, состоящий из 200 человек охотников, так как нас всех называли не солдатами, а охотниками. В сентябре весь батальон был передислоцирован в город Штайн (Югославия), где мы находились месяца два».

ДОСЬЕ

Со слов Бурбело, Семенову было около 50 лет. Среднего роста. Плотного телосложения. Волосы черные. Лицо круглое, но худощавое. Носил вставные зубы из желтого металла. В 1945–1946 гг. находился в британском плену, затем был освобожден. В конце сороковых эмигрировал в Бразилию. Умер 4 февраля 1965 г. в г. Сан-Паулу.

Далее Григорий Бурбело поведал о том, что батальон в полном составе раза четыре выезжал из Штайна в горы на борьбу с югославскими партизанами. «Но в это время батальон боев с партизанами не вел, так как партизан ни разу не видали. Мирных жителей не трогали и населенные пункты не уничтожали. Примерно в декабре наш батальон передислоцировали в город Любляны (Югославия), где мы находились до капитуляции немцев, то есть до мая 1945 года».

В Югославии батальон пополнили, сформировав на его базе полк «Варяг», который возглавил уже упомянутый нами Семенов, на тот момент уже полковник. После капитуляции «Варяг» погрузили в эшелон – и он поехал в Австрию, где сдался английским войскам.

Бурбело уже не скрывал от сотрудников госбезопасности: в Люблянах полк «Варяг» неоднократно участвовал в борьбе против югославских партизан. Партизаны-одиночки задерживались и расстреливались – как немцами, так и «варяжцами». «В проводимых операциях по борьбе с партизанами я принимал такое же участие, как и все солдаты полка «Варяг», – признавался Григорий.

СПРАВКА ФСБ РФ

В сотрудничестве с нацистами запятнала себя и часть русской военной эмиграции, представители которой оказались не только в частях вермахта, но и в карательных подразделениях СС. В их числе и так называемый Добровольческий полк особого назначения СС «Варяг». Ядром стали антисоветски настроенные русские эмигранты, проживавшие на территории Югославии. В их числе выпускники кадетских корпусов, военно-училищных курсов Русского общевоинского союза (РОВС), гражданская молодежь из состава русской диаспоры в Югославии и др. Командиром «батальона СС особого назначения» был назначен бывший офицер Русской императорской армии М.А. Семенов, получивший чин гауптштурмфюрера СС (приравнивалось к воинскому званию «капитан» в вермахте). Становление карательного «батальона СС особого назначения» не обошлось и без спецслужб Третьего рейха, с которыми М.А. Семенов еще в 1941 году установил тесный контакт. Личный состав батальона из числа советских военнопленных проходил подготовку в приемно-распределительном лагере в местечке Зандберг, находившегося в 1,5 км от железнодорожной станции Брайтенмаркт (Верхняя Силезия); официальное наименование «СС Зондерлагерь Зандберг». Начальник лагеря – штурмбанфюрер СС Вальтер Куррек. В 1942–1943 годах Куррек возглавлял главную команду «Цеппелин-Юг». Агенты, завербованные главными командами «Цеппелин» на советско-германском фронте, проходили в лагере проверку и фильтрацию. В лагере постоянно находилось до 1000 человек, преимущественно бывших военнослужащих Красной Армии. Все агенты были сведены в учебные роты по национальному и территориальному признаку. Первая рота состояла из русских, вторая из украинцев, третья из донских казаков. Остальные роты состояли из агентов кавказских и среднеазиатских национальностей. О том, какую именно «охранную функцию» выполнял особый полк СС «Варяг» на Балканах, подробно рассказывается в документальных материалах из архивного следственного дела в отношении бывшего военнослужащего карательного полка СС «Варяг» Г.А. Бурбело, проходившего подготовку во 2-й роте (украинской).

Тактика была разной. Некоторые населенные пункты «варяжцы» в ходе антипартизанской борьбы уничтожали полностью, а порой сжигали только отдельные дома партизан. Имущество сгорало вместе с постройками, а скот «варяжцы» угоняли с собой. Бурбело утверждал, что «жители населенных пунктов, которые подвергались уничтожению, из домов выгонялись и уходили, как видно, в другие населенные пункты».

ДОСЬЕ

Григорий Андреевич Бурбело родился в 1925 году в селе Ищенка Больше-Александровского района Херсонской области. Из крестьян-кулаков. Отец Андрей Якуба умер в 1933 году. Окончил 7 классов. В ВКП(б) не состоял. Холост. После войны проживал в Тульской области в пос. Таптыково, работал бетонщиком, занимался восстановлением металлургического завода и жилых домов. В феврале 1944-го в Николаеве добровольно поступил на службу в батальон СС особого назначения, преобразованный впоследствии в полк СС «Варяг». Принял присягу. Получил форму (примечательно, что бывшую в употреблении). Был вооружен винтовкой. Прошел военную подготовку. С августа 1944 года и до мая 1945-го неоднократно участвовал в боевых операциях против югославских партизан, в ограблении населения, в уничтожении населенных пунктов.

«Я противник советской власти»

Ну а пока вернемся к тому периоду, когда Херсонская область, где жил Бурбело, находилась в оккупации. Григорий уточнил: с августа 1941-го до мая 1943-го он работал в сельскохозяйственной общине. В начале 1943-го часть местной молодежи немцы угнали в Германию. В мае того же года молодых людей, остававшихся в Большой Александровке (в том числе и Бурбело), согнали на территории машинно-тракторной станции, а потом расселили в клубе и магазине. Оккупанты заявили: «Из вас создана рабочая команда». И до ноября 43-го Бурбело возводил железобетонный мост через реку Ингулец. Когда переправу построили, команду распустили по домам. 23 декабря местные полицаи и немцы произвели облаву: трудоспособное население собрали на бывшем колхозном дворе, а затем под охраной отправили в лагерь на окраине Николаева, где содержалось до 30 тысяч военнопленных и гражданских. Их использовали на строительстве оборонительных сооружений: в частности, люди строили противотанковый ров. Примерно в январе 1944-го началась разбивка контингента по возрасту, а военнопленных и стариков вообще разместили отдельно. Молодежь 1924-1926 годов рождения поселили в отдельные бараки и на работы не гоняли. В лагерь стали приезжать вербовщики-пропагандисты, приглашая молодых людей на службу в различные германские формирования. «Примерно в феврале к нам приехали два русских эмигранта, которые начали проводить среди нас пропаганду за вступление в так называемую Русскую освободительную армию. После этого нам было объявлено, что мы являемся военнослужащими немецкой армии, будем отправлены на территорию Германии, где формируется русский батальон, – вспоминал Бурбело. – Нам эмигранты объясняли, что русский батальон немецкой армии формируется исключительно на добровольных началах. Нам было объявлено, что желающие могут записаться». Добровольно записался и Григорий Бурбело. Новым хозяевам он сказал, что по соцпроисхождению является кулаком, выступает противником советской власти, не согласен с ее политикой: «На службу в немецкую армию я поступил в силу своих враждебных убеждений к советской власти, о чем мною было заявлено эмигрантам при оформлении меня на службу».

В борьбе против югославских партизан

15067.jpg

Солдаты СС выпрыгивают из грузовика во время операции против партизан в Югославии

В марте 1944-го Бурбело и еще 200 добровольцев оказались в Зандберге. Им объявили о зачислении в батальон особого назначения СС под командованием Семенова. В этом батальоне Григорий проходил подготовку до августа. А потом весь личный состав батальона перебросили в Югославию в город Штайн. «За время пребывания в Штайне с августа по декабрь 1944 года наш батальон, в том числе и я, занимался исключительно борьбой против югославских партизан, – признался Бурбело. – С этой целью по приказанию немецкого командования мы систематически выезжали в горы и окрестные населенные пункты, где вели вооруженную борьбу против югославских партизан. Одновременно с этим личный состав батальона по приказанию его командира Семенова грабил население сел, которое поддерживало связь с партизанами. Под силой оружия мы уводили из сел скот, забирали у населения продукты питания, одежду и ценности. Ряд населенных пунктов, названия которых не помню, в которых мы обнаруживали партизан, подвергали полному опустошению, в отдельных случаях сжигали дома семей партизан. Местное население в этих случаях вовсе изгонялось из населенных пунктов». В декабре 1944-го батальон был переброшен в Любляны (Югославия), где продолжил антипартизанские операции. Формирование разрослось до 1500 человек и превратилось в полк СС «Варяг». Снова боевые действия. А в мае 1945-го «варяжцы» сложили оружие и ушли в Австрию в зону английской оккупации, а затем англичане перебросили вчерашних вояк в лагерь в Италию.

СПРАВКА ФСБ РФ

Первоначально «батальон СС особого назначения» насчитывал около 600 человек и находился в оперативном подчинении командования армейской группы вермахта в Сербии и тех дивизий, в состав которых он входил. Снабжение батальона осуществлялось через Главное управление СС. Однако, вопреки первоначальному замыслу, батальон не был направлен на советско-германский фронт, а использовался для карательных операций на территории Югославии. Участие карателей из полка СС «Варяг» в борьбе против югославских партизан продолжалось вплоть до краха Третьего рейха. В марте–апреле 1945 года по приказу германского командования полк СС особого назначения «Варяг» был передан в состав так называемой «Русской освободительной армии» (РОА). Полку в торжественной обстановке было вручено знамя «РОА», а личному составу выданы нарукавные повязки с надписью «РОА». В составе власовской армии полк находился до капитуляции нацистской Германии. В мае 1945-го личный состав полка сложил оружие и перешел на территорию Австрии, где был интернирован британскими войсками. Из Австрии бывших карателей перевезли в город Таранто (Италия). В конце июня 1945 года англичане вновь вернули «варягов» в Австрию. Вместе с другими военнослужащими Г.А. Бурбело был передан представителям командования Красной Армии и направлен в спецлагерь для репатриированных лиц. В мае 1946 года в числе других репатриантов, Г.А. Бурбело был перевезен на территорию Румынии, а через две недели был направлен в Тульскую область для работы в угольной промышленности, а затем работал бетонщиком в тресте «Тулапромстрой» до дня своего ареста.

P1710323.JPG

Пропуск Григория Бурбело

Брат-герой и брат-коллаборационист

Григория Бурбело арестовали 27 октября 1948 года. «Партизаны, взятые в плен, расстреливались или передавались на расправу немецким эсэсовцам, – рассказывал коллаборационист. – Правда, мне лично, пленных партизан расстреливать не приходилось, а сколько мною было убито или ранено партизан во время боевых операций, я сказать затрудняюсь потому, что это учесть было невозможно. Не отрицаю, что в боях против югославских партизан я участвовал неоднократно».

Arest_1.JPG

Постановление на арест Григория Бурбело

Arest_2.JPG

10 января 1949 года в Туле состоялось закрытое заседание Военного Трибунала войск МВД Тульской области. «С августа 1944 года Бурбело в составе карательного батальона особого назначения неоднократно участвовал в вооруженных операциях против югославских партизан, в ограблении и уничтожении населенных пунктов в районе городов Штайн и Любляны, – указано в приговоре. – Бурбело участвовал в осаде города Обербург, занятого югославскими партизанами. В апреле 1945 года участвовал в боях против югославских партизан в районе города Жуженберг».

Бурбело признали в измене Родине и приговорили к 25 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Осужденный впоследствии несколько раз подавал ходатайства о помиловании. В 1955 году приговор был изменен: наказание было решено понизить до 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 3 лет поражения в правах.

P1710342.JPG

В материалах дела хранятся письма, которые отправляли Григорию Бурбело в Тулу его родственники

P.S. У Григория Бурбело был брат Петр. В 1940-м он пошел в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения), а после ее окончания попал в подмосковный город Загорск (ныне Сергиев Посад), где трудился на заводе. В 1944 году Петра призвали в армию. Красноармеец Петр Бурбело служил разведчиком-наблюдателем батареи управления 34-й гвардейской пушечно-артиллерийской Красносельско-Павловской ордена Ленина трижды Краснознаменной бригады. Получил ранение. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Демобилизовался он в 1947-м и приехал к матери. Каждый из братьев сделал свой выбор: один героически сражался за свободу и независимость своей страны, а для другого слово «Родина» ничего не значило, а потому Григорий решил пойти в «Варяг».

Тех, кто когда-то служил на легендарном крейсере «Варяг», уважительно называли «варяжцами». Григорий Бурбело тоже стал «варяжцем» – вот только отношение у людей к таким, как он, совсем другое…

Сергей МИТРОФАНОВ

Фото www.fsb.ru, waralbum.ru

Благодарим пресс-службу УФСБ России по Тульской области за содействие при подготовке материала

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий