Общество

15:09, 04 августа 2021

Искусство продвижения

Людей, любящих искусство, несоизмеримо больше, чем тех, кто умеет искусство создавать. Можно благоговеть перед полотнами Серова или Поленова, при этом не умея прилично изобразить даже домик с деревом. Любить – значит желать быть ближе к тому, что это чувство вызывает. Но как быть, если путь на творческую ниву заказан. О том, как добиться успеха, продвигая арт, недавно прочитал лекцию директор творческого индустриального кластера «Октава» Дмитрий Барсенков. А секретами успеха он поделился в эксклюзивном интервью «Тульским известиям».

– Дмитрий, на ваш взгляд, искусство сегодня для элиты или для всех?

– Искусство становится все более демократичным, потому что все больше людей им интересуется. Кроме того, оно доступно, ведь у каждого есть телефон, планшет, компьютер. Как мне кажется, сейчас критерий привычного мастерства, когда человек должен быть точным с кистью, карандашом или мастерком, отходит на второй план. А на первом оказывается идея, которую можно воплощать самыми разными способами.

– А искусство в моде?

Думаю, да. Каждый год посещаемость музеев растет процентов на 10-15. Мы видим, какие крутые коллабы они делают с известными брендами, где-то даже переходя грань привычного. К примеру, Пушкинский музей сотрудничал с агрегатором такси: в честь новой выставки на автомобилях были размещены картины. На мой взгляд, прекрасная площадка, чтобы доносить искусство до людей.

– Мода на искусство – это крутая работа пиарщиков?

– Скорее доступность информации подталкивает людей к чему-то новому. Базовые потребности удовлетворяются быстрее, легче, и остается больше возможностей для того, чтобы находить для себя новые смыслы.

– Но не всегда эти смыслы находятся… Ведь можно любить арт, но совершенно его не понимать?

Конечно. Когда вы слышите красивую музыку, не закончив музыкальную школу, вы все равно испытываете яркие эмоции. Так же бывает и с живописью. Я недавно искал в Интернете картину моего любимого Левитана «Над вечным покоем», чтобы ответить кому-то на комментарий в «Фейсбуке». Нашел и почувствовал, что мурашки по телу – даже от репродукции на экране.

Тем не менее, знание приближает к любви. Если ты начинаешь чуть больше понимать смысл того, что хотел сказать автор, средства, которыми он пытался донести мысль, проникаешься большим уважением и относишься внимательнее. В среднем же, как говорит статистика, человек проводит перед картиной в музее порядка 3 секунд. Пришли на выставку, получили общее впечатление и ушли.

Любопытный момент – то, что тебе не очень понятно, ты не очень ценишь, это не оставляет никакого отклика в душе. А вот если это чего-то стоит, то хотя бы попытаешься понять. Например, раньше в «Октаве» выставки были бесплатными. С апреля мы начали брать деньги за вход – 100 рублей. Если раньше люди могли выйти от нас через две минуты, посмотрев всю выставку, то сейчас задерживаются. Есть некий ритуал: «Ага, я отдал деньги из своего кармана, получил билет, прошел. Почему я это все делаю? Не зря же! Наверное, это искусство, посмотрю повнимательнее». И в результате человек уносит с собой гораздо больше, чем, если бы он ничего не заплатил.

– Как искусство пришло в вашу жизнь?

В профессиональную – случайно. Я очень люблю автомобили и всю жизнь работал в компаниях, которые с ними связаны. Последний проектом такого рода был «Гран-при России» – этап «Формулы 1» в Сочи в 2014 году, где я отвечал за маркетинг и коммуникации. Вернувшись в Москву, натолкнулся на публикацию о том, что в столице планируется к открытию Музей русского импрессионизма. Идея мне показалась классной. Как и «Октава» проект стал творческим переосмыслением бывшего завода – «Большевика», где делали известное печенье. Производство уехало, осталась коробка. Серьезный девелопер применил системный качественный подход с привлечением архитектурного бюро, концепцией развития и так далее. Частью этой концепции стало открытие музея.

Мне позвонила знакомая и сказала: «Слушай, я знаю, что ты пока никуда системно не вышел. Интересно было бы поработать с нами в музее?».

Приехал на собеседование, пообщались. Оказалось, что это любопытно.

Сразу обозначив, что я не искусствовед, не стал лезть на территорию этих специалистов. Я вошел в команду, обеспечив все функции, помогающие развивать наш продукт. Этот маркетинг, коммуникационная поддержка, коммерческие проекты, аренда сувенирная продукция, программа лояльности.

Но каждый раз, спускаясь в зал, ощущал трепет, потому что это безумно красиво.

– Какие задачи вы ставили тогда перед собой?

– Построить устойчивую систему продвижения и зарабатывания денег. Культурная организация – это почти всегда некоммерческая компания. Либо меценатский проект, либо государственный. К сожалению, нет музеев классического искусства, которые окупают себя сами. Тем не менее, мы вышли на достойный уровень доходов.

Кроме того, была масса интересных проектов. В том числе коллаб с известным автомобильным брендом. В их пространстве в центре Москвы мы сделали выставку художника–каллиграфутуриста Покраса Лампаса. Он раскрасил стены, пол, потолок, машины, сделав на основе этого видеоарт. Музей русского импрессионизма вложил свои компетенции, знания и опыт сотрудников, бренд был спонсором и поставщиком пространства, а Покрас работал. В итоге все получили выгоду: художник – интересный кейс, компания –двадцатикратный рост трафика, а музей – спонсора.

– А хайп для популяризации искусства возможен?

– Конечно, но это тонкий вопрос. В процессе работы у тебя выстраивается стиль коммуникации со своей аудиторией. Лично я люблю черный юмор, мемы, шутки на грани. Но если мы привыкли общаться с публикой на «вы», будет странно, если вдруг скажем: «Эй, привет, неудачники. Еще не были у нас сегодня? Продолжайте сидеть дома, а у нас вечером интересная лекция».

– Вы продвигаете творчество, а сами им занимаетесь?

– Из последнего – недавно пошел на курсы по диджеингу в «Октаве». Совместил детскую мечту с удачным расположением места, где работаю. У нас есть прекрасная студия, где можно заниматься звукозаписью, продюсированием, зал для репетиций. Вот и придумали курс. И каждый раз на него приходит все больше и больше людей.

– «Октава» – это в первую очередь современное искусство. Но его не все понимают и принимают. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы народ потянулся?

Первое – убирать барьеры. Меня, к примеру, отталкивает, когда специалисты используют сложные термины, непонятные неологизмы, отдаляя тебя от понимания произведений. На мой взгляд, наоборот, нужно использовать простой язык, быть понятным широкой публике.

Второе – вести просветительскую работу. Для этого мы придумали курс «Арт в «Октаве». Разбили его на несколько лекций от ведущих специалистов в своих областях. Они рассказывают, что такое современное искусство, как перестать его бояться, заниматься продвижением, организовывать выставки.

Сегодня «Октава» – ключевой центр современного искусства в Туле, и мы стараемся подтягивать людей к этому, показывать лучшие практики того, что делается в искусстве. К примеру, в сентябре откроется выставка, посвященная стрит-арту, которая удивит туляков. А в конце года будет еще одна экспозиция – скажем так, на стыке жанров.

– Как вы выбираете спикеров для выступлений?

– Всегда идем от задачи, от мысли и ценности, которые хотели бы донести. Под них разрабатываем продукт. Выбираем специалистов – профессионалов в своем деле. И при этом хороших спикеров. Пишем: «Добрый день, вы нам очень нравитесь, приезжайте в Тулу». Как-то так.

– А секреты общения с творческими людьми есть?

– Уважение, легкость и отсутствие страха. Мы – профессионалы, они – профессионалы. Мы создаем возможности, не просим, не заискиваем, а предлагаем, потому что нам есть, что предложить. В итоге вместе получаются красивые вещи.

– Есть много молодых людей, которые любят искусство и хотели бы быть причастными к нему. Что бы вы им посоветовали?

Для начала было бы неплохо об этом рассказать. Потому что до тех пор, пока ты держишь все в себе, даже не лежишь в сторону своей цели. В частности, «Октава» максимально открыта. И она обладает ресурсами самого разного характера. Для того, чтобы стать быть к кластеру, достаточно написать письмо со своими мыслями. Какое занятие ты бы хотел провести, а какое – посетить, кого из лекторов хотел бы видеть, каких книг не хватает или инструментов. Это все можно обсуждать, двигаться к этому. Любой кластер – это живой организм. И без людей он не работает.

– Есть ли у вас профессиональная мечта для «Октавы»?

– Хотелось бы, чтобы гости чувствовали, что в «Октаве» им классно. И возвращались сюда. Поэтому для каждого из них мы выстраиваем индивидуальную стратегию продвижения. А потом как будто накрываем все зонтиком, говоря, что «Октава» – это большой цельный продукт, где каждый из элементов усиливает друг друга.

У нас есть большое пространство павильона во дворе. Есть задумка сделать его центром цивилизованных субкультур, где не нужно бить лампочки в подъездах. Наоборот – можно заниматься артом не незаконно, как вандал, а красиво, и чтобы это в итоге осталось. Это стало бы кластером для тусовой молодежи внутри большого кластера. Было бы очень круто.

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему