Общество
15:09, 04 августа 2021
Искусство продвижения
Людей, любящих искусство, несоизмеримо больше, чем тех, кто умеет искусство создавать. Можно благоговеть перед полотнами Серова или Поленова, при этом не умея прилично изобразить даже домик с деревом. Любить – значит желать быть ближе к тому, что это чувство вызывает. Но как быть, если путь на творческую ниву заказан. О том, как добиться успеха, продвигая арт, недавно прочитал лекцию директор творческого индустриального кластера «Октава» Дмитрий Барсенков. А секретами успеха он поделился в эксклюзивном интервью «Тульским известиям».
– Дмитрий, на ваш взгляд, искусство сегодня для элиты или для всех?
– Искусство становится все более демократичным, потому что все больше людей им интересуется. Кроме того, оно доступно, ведь у каждого есть телефон, планшет, компьютер. Как мне кажется, сейчас критерий привычного мастерства, когда человек должен быть точным с кистью, карандашом или мастерком, отходит на второй план. А на первом оказывается идея, которую можно воплощать самыми разными способами.
– А искусство в моде?
– Думаю, да. Каждый год посещаемость музеев растет процентов на 10-15. Мы видим, какие крутые коллабы они делают с известными брендами, где-то даже переходя грань привычного. К примеру, Пушкинский музей сотрудничал с агрегатором такси: в честь новой выставки на автомобилях были размещены картины. На мой взгляд, прекрасная площадка, чтобы доносить искусство до людей.
– Мода на искусство – это крутая работа пиарщиков?
– Скорее доступность информации подталкивает людей к чему-то новому. Базовые потребности удовлетворяются быстрее, легче, и остается больше возможностей для того, чтобы находить для себя новые смыслы.
– Но не всегда эти смыслы находятся… Ведь можно любить арт, но совершенно его не понимать?
– Конечно. Когда вы слышите красивую музыку, не закончив музыкальную школу, вы все равно испытываете яркие эмоции. Так же бывает и с живописью. Я недавно искал в Интернете картину моего любимого Левитана «Над вечным покоем», чтобы ответить кому-то на комментарий в «Фейсбуке». Нашел и почувствовал, что мурашки по телу – даже от репродукции на экране.
Тем не менее, знание приближает к любви. Если ты начинаешь чуть больше понимать смысл того, что хотел сказать автор, средства, которыми он пытался донести мысль, проникаешься большим уважением и относишься внимательнее. В среднем же, как говорит статистика, человек проводит перед картиной в музее порядка 3 секунд. Пришли на выставку, получили общее впечатление и ушли.
Любопытный момент – то, что тебе не очень понятно, ты не очень ценишь, это не оставляет никакого отклика в душе. А вот если это чего-то стоит, то хотя бы попытаешься понять. Например, раньше в «Октаве» выставки были бесплатными. С апреля мы начали брать деньги за вход – 100 рублей. Если раньше люди могли выйти от нас через две минуты, посмотрев всю выставку, то сейчас задерживаются. Есть некий ритуал: «Ага, я отдал деньги из своего кармана, получил билет, прошел. Почему я это все делаю? Не зря же! Наверное, это искусство, посмотрю повнимательнее». И в результате человек уносит с собой гораздо больше, чем, если бы он ничего не заплатил.
– Как искусство пришло в вашу жизнь?
– В профессиональную – случайно. Я очень люблю автомобили и всю жизнь работал в компаниях, которые с ними связаны. Последний проектом такого рода был «Гран-при России» – этап «Формулы 1» в Сочи в 2014 году, где я отвечал за маркетинг и коммуникации. Вернувшись в Москву, натолкнулся на публикацию о том, что в столице планируется к открытию Музей русского импрессионизма. Идея мне показалась классной. Как и «Октава» проект стал творческим переосмыслением бывшего завода – «Большевика», где делали известное печенье. Производство уехало, осталась коробка. Серьезный девелопер применил системный качественный подход с привлечением архитектурного бюро, концепцией развития и так далее. Частью этой концепции стало открытие музея.
Мне позвонила знакомая и сказала: «Слушай, я знаю, что ты пока никуда системно не вышел. Интересно было бы поработать с нами в музее?».
Приехал на собеседование, пообщались. Оказалось, что это любопытно.
Сразу обозначив, что я не искусствовед, не стал лезть на территорию этих специалистов. Я вошел в команду, обеспечив все функции, помогающие развивать наш продукт. Этот маркетинг, коммуникационная поддержка, коммерческие проекты, аренда сувенирная продукция, программа лояльности.
Но каждый раз, спускаясь в зал, ощущал трепет, потому что это безумно красиво.
– Какие задачи вы ставили тогда перед собой?
– Построить устойчивую систему продвижения и зарабатывания денег. Культурная организация – это почти всегда некоммерческая компания. Либо меценатский проект, либо государственный. К сожалению, нет музеев классического искусства, которые окупают себя сами. Тем не менее, мы вышли на достойный уровень доходов.
Кроме того, была масса интересных проектов. В том числе коллаб с известным автомобильным брендом. В их пространстве в центре Москвы мы сделали выставку художника–каллиграфутуриста Покраса Лампаса. Он раскрасил стены, пол, потолок, машины, сделав на основе этого видеоарт. Музей русского импрессионизма вложил свои компетенции, знания и опыт сотрудников, бренд был спонсором и поставщиком пространства, а Покрас работал. В итоге все получили выгоду: художник – интересный кейс, компания –двадцатикратный рост трафика, а музей – спонсора.
– А хайп для популяризации искусства возможен?
– Конечно, но это тонкий вопрос. В процессе работы у тебя выстраивается стиль коммуникации со своей аудиторией. Лично я люблю черный юмор, мемы, шутки на грани. Но если мы привыкли общаться с публикой на «вы», будет странно, если вдруг скажем: «Эй, привет, неудачники. Еще не были у нас сегодня? Продолжайте сидеть дома, а у нас вечером интересная лекция».
– Вы продвигаете творчество, а сами им занимаетесь?
– Из последнего – недавно пошел на курсы по диджеингу в «Октаве». Совместил детскую мечту с удачным расположением места, где работаю. У нас есть прекрасная студия, где можно заниматься звукозаписью, продюсированием, зал для репетиций. Вот и придумали курс. И каждый раз на него приходит все больше и больше людей.
– «Октава» – это в первую очередь современное искусство. Но его не все понимают и принимают. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы народ потянулся?
– Первое – убирать барьеры. Меня, к примеру, отталкивает, когда специалисты используют сложные термины, непонятные неологизмы, отдаляя тебя от понимания произведений. На мой взгляд, наоборот, нужно использовать простой язык, быть понятным широкой публике.
Второе – вести просветительскую работу. Для этого мы придумали курс «Арт в «Октаве». Разбили его на несколько лекций от ведущих специалистов в своих областях. Они рассказывают, что такое современное искусство, как перестать его бояться, заниматься продвижением, организовывать выставки.
Сегодня «Октава» – ключевой центр современного искусства в Туле, и мы стараемся подтягивать людей к этому, показывать лучшие практики того, что делается в искусстве. К примеру, в сентябре откроется выставка, посвященная стрит-арту, которая удивит туляков. А в конце года будет еще одна экспозиция – скажем так, на стыке жанров.
– Как вы выбираете спикеров для выступлений?
– Всегда идем от задачи, от мысли и ценности, которые хотели бы донести. Под них разрабатываем продукт. Выбираем специалистов – профессионалов в своем деле. И при этом хороших спикеров. Пишем: «Добрый день, вы нам очень нравитесь, приезжайте в Тулу». Как-то так.
– А секреты общения с творческими людьми есть?
– Уважение, легкость и отсутствие страха. Мы – профессионалы, они – профессионалы. Мы создаем возможности, не просим, не заискиваем, а предлагаем, потому что нам есть, что предложить. В итоге вместе получаются красивые вещи.
– Есть много молодых людей, которые любят искусство и хотели бы быть причастными к нему. Что бы вы им посоветовали?
– Для начала было бы неплохо об этом рассказать. Потому что до тех пор, пока ты держишь все в себе, даже не лежишь в сторону своей цели. В частности, «Октава» максимально открыта. И она обладает ресурсами самого разного характера. Для того, чтобы стать быть к кластеру, достаточно написать письмо со своими мыслями. Какое занятие ты бы хотел провести, а какое – посетить, кого из лекторов хотел бы видеть, каких книг не хватает или инструментов. Это все можно обсуждать, двигаться к этому. Любой кластер – это живой организм. И без людей он не работает.
– Есть ли у вас профессиональная мечта для «Октавы»?
– Хотелось бы, чтобы гости чувствовали, что в «Октаве» им классно. И возвращались сюда. Поэтому для каждого из них мы выстраиваем индивидуальную стратегию продвижения. А потом как будто накрываем все зонтиком, говоря, что «Октава» – это большой цельный продукт, где каждый из элементов усиливает друг друга.
У нас есть большое пространство павильона во дворе. Есть задумка сделать его центром цивилизованных субкультур, где не нужно бить лампочки в подъездах. Наоборот – можно заниматься артом не незаконно, как вандал, а красиво, и чтобы это в итоге осталось. Это стало бы кластером для тусовой молодежи внутри большого кластера. Было бы очень круто.
Ранее на тему
04 августа, 14:40
04 августа, 11:26
04 августа, 07:21
30 июля, 12:52