Общество

11:38, 18 августа 2021

Гудок с Урала, фары из-за океана

«Мы все-таки не совсем реставрацией занимались, когда взялись за эту машину. Ведь перед нами не стояла задача добиться стопроцентной аутентичности, чтобы буквально каждый винтик или узел были родными. Хотелось придать находке более-менее соответствующий на войну вид – ну, и чтобы техника могла завестись и поехать, – рассказывает нашей репортерской группе энтузиаст Иван Щеколдин. – Это же здорово – показать людям не реплику, а настоящий – живой – автомобиль, который участвовал в реальных боевых действиях и на котором множество деталей фронтового периода: рама, задний и передний мосты, кузов (причем деревянный, из дуба, мы заменили только несколько досок), тормозные барабаны… Правда, кабина не сохранилась. И двигатель пришлось новый заказывать – при этом искали его не от современной машины, а именно от старинного авто. Больше, я думаю, нам ничего восстанавливать не надо – ведь цель достигнута: машина ездит, заводится, как говорится, с полпинка, хотя ей сколько уж десятилетий».

IMG_2311.JPG

Напомним, три года назад подводная группа поискового отряда «Д.О.Н» с помощью гидролокатора проводила разведку Шатского водохранилища. Новомосковскому дайверу Алексею Юлину удалось засечь на тот момент неизвестный крупный объект – на глубине 8,5 метра. О том, что на дне может стоять авто, искатели еще не догадывались – просто мечтали обнаружить хоть какую-то технику времен войны. А местные тем временем травили байки, что якобы на дно ушел подбитый немцами грузовик с водкой. Но реально дайверы находили то фундамент дома затопленной деревни, то лодки. А потом…

IMG_2281.JPG

Алексей Юлин: Поиск техники сродни походу за грибами: можно вернуться с полной корзиной, а можно с пустой, но любую информацию 

– На дне – сплошная темнота, хотя были и налобный фонарь, и фонарь в руке. Обследовать можно только наощупь. Поначалу боялся, что на дне мог стоять современный трактор. Но потрогал технику, посчитал болты на ступицах и листы на рессорах – и понял: все-таки автомобиль, – рассказывает Алексей Юлин. – Кабина была на месте. Но когда мы над машиной «парковали» наш плавучий кран катамаранного типа с якорем, построенный специально для подъема «полуторки», то где-то цепанули эту кабину. Полусгнившие стойки из тонкого металла сложились. Первые впечатления, когда машина показалась из воды? И мысли не было, что удастся поставить ее на ход – сплошной металлолом, покрытый толстыми донными отложениями. Мы сохранили резину, стоявшую на машине. В одно из колес попала предположительно минометная мина. Потом установили: «полуторка» принадлежала 813-у стрелковому полку, входившему в состав 239-й стрелковой дивизии, которая обороняла Узловую, Донской и Сталиногорск в 1941 году. ГАЗ-АА участвовал в параде 7 ноября 1941-го в Куйбышеве, его принимали М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов.

IMG_2210.JPG 

IMG_2335.JPG

СПРАВКА

В ноябре 1941 года 239-я стрелковая дивизия под командованием Г.О. Мартиросяна героически защищала Сталиногорск (южный соцгород, центр современного Новомосковска). Немецкое командование, подтянув сразу четыре дивизии, рассчитывало взять в кольцо и уничтожить защитников города. 24 ноября 1941 года пути снабжения советской дивизии на север к тыловым базам в Серебряных Прудах были отрезаны частями 3-й и 4-й танковых дивизий вермахта: методично уничтожались наши грузовики с топливом, боеприпасами и продовольствием, безжалостно расстреливались обозы с ранеными. Одна из машин автороты дивизии – ГАЗ-АА («полуторка») – двигалась по льду Шатского водохранилища в сторону Серебряных Прудов. Неожиданно в центре водохранилища она попала под минометный обстрел фашистов. По воспоминаниям местной жительницы д. Васильевка, в машине приняли бой лейтенант и красноармеец. Их так и нашли погибшими с оружием в руках возле обстрелянной «полуторки». Оккупанты не позволяли похоронить погибших. Однако уже через две недели по тому же льду Шатского водохранилища в Сталиногорск с севера ворвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П.А. Белова при поддержке танков и «катюш». Тогда местные жители смогли похоронить геройский экипаж «полуторки». По всей видимости, машина простояла до весны 1942-го года и ушла под лед. С грузовика были демонтированы передние колеса, двигатель и коробка передач – видимо, эвакуационными (трофейными) подразделениями наступающих частей Красной Армии. В некоторых узлах трансмиссии осталась смазка, которая законсервировала детали от коррозии. Шины Ярославского шинного завода в целом выглядели хорошо – в одной шине даже сохранился воздух 1941 года. В кузове лежали фрикционы от легкого танка.

IMG_2188.JPG

По материалам сайта stalinogorsk.ru

IMG_2164.JPG

Что-то для полуторки, которая сейчас хранится в гараже на территории завода «НовомосковскГазДеталь», энтузиасты Иван Щеколдин, Алексей Юлин и Игорь Дерновский искали по всей стране (гудок прибыл в Новомосковск с Урала; из Нижнего Новгорода привезли движок; с коробкой подсобили добрые люди из Подмосковья). Что-то заказывали аж за океаном (например, фары с доставкой в Россию обошлись в 30 тысяч рублей). Иные детали презентовали поисковики. Какие-то комплектующие новомосковцы изготовили у себя на заводе, а что-то удалось найти через коллекционеров и автореставраторов. Приходилось помотаться и в Челябинск, и в Курганскую область.

IMG_2356.JPG

– Были планы использовать автомобиль на парадах, но из-за пандемии пришлось на время от них отказаться. Но в этом году на 9 Мая доставили грузовик на эвакуаторе в парк Новомосковска, показали людям и обратно увезли, – добавил Юлин.

Игорь Дерновский.JPG

Игорь Дерновский: Мы сохранили на память вот такие донные отложения, которыми покрылась машина за десятилетия пребывания под водой

– Точно не знаем, сколько топлива расходует эта машина на сотню километров: то ли двадцать литров, то ли десять-двенадцать, – взял слово энтузиаст Игорь Дерновский. – Тяжело ли управлять? Руль можно крутить только двумя руками, сидеть неудобно. В кабине тесновато, только двое и поместятся в нее, а если дело зимой и люди в полушубках, то не представляю, как они там ехали во время войны.

Иван Щеколдин.JPG

Иван Щеколдин: «Полуторка», как определили специалисты, была выпущена до 1934 года

Возможно, в будущем заводчане подарят машину музею – главное, говорят, чтобы она не стояла под открытым небом.

Сергей МИТРОФАНОВ

Елена КУЗНЕЦОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий