Общество

09:35, 16 июня 2021

Сбит. Горел. Спасся

Помните, в советской прессе существовала популярная рубрика «Письмо позвало в дорогу»: читатель сообщал о какой-то проблеме или ситуации, а журналисты отправлялись искать правду. Вот и мы, ознакомившись с необычным письмом жительницы Санкт-Петербурга Ольги Пивоваренок, двинули в Чернский район.

«Мой дед Михаил Иванович Орлов с начала войны летал на ДБ-3. Пилот. На тот момент старший лейтенант авиаполка дальнебомбардировочной авиации. 15.11.1941 г. выполнял боевой вылет в районе Черни, был подбит. Самолет горел, – сообщала женщина. – Один член экипажа погиб еще в самолете. Второй выпрыгнул, но рано раскрыл парашют – и был расстрелян в воздухе. Как рассказывал дед, чтобы выбраться из горящего самолета, он его перевернул и просто выпал. Раскрыл парашют на минимальной высоте. Приземлился на окраине деревни Пишкова Слобода (колхоз «13 лет РККА»). Моя мама Нина Пивоваренок (ей 85) очень хочет съездить в Пишкову Слободу этим летом, и мы ищем любую информацию о тех событиях».

ДОСЬЕ

Орлов.jpg

Михаил Орлов родился в крестьянской семье в д. Левашово Некрасовского района Ярославской области 28.10.1905 года. Закончил 7 классов. Летать учился в Петроградском аэроклубе, а потом в училище. Был кадровым военным (дата поступления на службу – 21.12.1930 г.). Служил в 96-м дальнебомбардировочном авиаполку 42-й авиадивизии. 15 ноября 1941 года его самолет, возвращавшийся с задания, был атакован противником. В результате боя бомбардировщик был подбит и загорелся, один член экипажа погиб в самолете, а второй авиатор и Орлов выпрыгнули с парашютами. Однако второй член экипажа во время спуска был убит пулеметной очередью немецкого самолета. Вся одежда Орлова (комбинезон, унты, шлем, крага – вторая свалилась с руки раньше) были объяты пламенем. Сильно обгорело лицо, не закрытое шлемом, и вторая рука, где не было краги. Орлов упал на снег на открытой местности. Стояла очень холодная и снежная зима. Сбежались люди, и авиатор кричал, чтобы его катали по снегу – дабы сбить пламя. Ожоги были такие сильные, что лицо превратилось в большой волдырь, и пострадавший уже ничего не мог видеть. Парашют женщины растащили по частям в хозяйства. Практически слепого из-за ожогов и отеков лица летчика взял к себе в дом колхозник Н.А. Лебедев и скрывал его. По ночам авиатора тайно водили далеко от дома через лес на перевязки к фельдшеру, который его лечил (это происходило в селе Лужны). Никто из местных жителей не выдал немцам сбитого летчика. Орлов учил людей превращать свои дома буквально в грязные свалки, чтобы отбить у оккупантов охоту останавливаться в жилье. И это помогало. Гитлеровцы с отвращением проезжали дальше. В декабре фронт сдвинулся, и эта территория была освобождена.

 

28 декабря 1941 года Каменским райотделом Управления НКВД по Тульской области Орлову была выдана справка о том, что он направляется с территории, занятой противником, проверен сотрудниками госбезопасности, действительно является летчиком и следует к месту своей службы в Тамбов, уточнила дочь авиатора Нина Пивоваренок. «Благодаря помощи замечательных святых людей земли Тульской мой отец остался жив, продолжал летать и громить фашистов до конца войны, – такое письмо прислала Нина Михайловна. – Отец награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги». После войны учил молодых летчиков, передавая им боевой опыт. Вышел в отставку гвардии майором в 1953 году. Был энергичным, жизнерадостным человеком, заядлым охотником и рыбаком, чемпионом армии по стендовой стрельбе. Подчиненные любили своего командира. Доказательством тому может служить такой факт: когда он был сбит и находился на оккупированной территории, никто в его части не знал, жив ли он, но летчики верили, что он обязательно вернется, и потому никто не занимал его спальное место. А когда он вернулся и пришел в свою казарму, увидел, что его кровать свободна, а на подушке лежит его фуражка (на задания летчики уходят в шлемах). Эту историю о своем отце я написала для того, чтобы наследники спасавших моего отца людей почувствовали гордость за своих дедов и прадедов, чтобы как можно больше людей узнало о колхознике Лебедеве Н.А., о фельдшере, по ночам лечившем отца, фамилии которого мы до сих пор не знаем, и о многих других, которым хочется сказать СПАСИБО и низко поклониться».

Владимир Зайцев, краевед:

_L9A5379.JPG

– Всевозможных авиационных историй, происходивших в небе и на земле в Чернском районе, – множество! Какая из них имеет отношение к судьбе Орлова и его товарищей – надо долго разбираться. Был у нас ветеран-десантник Алексей Пятницкий. Он жил в д. Кожинка. По его словам, наш подбитый бомбардировщик пытался сесть на поле от Кожинки в сторону с. Лужны. Несколько раз самолет отскакивал от земли, зацепился винтами за землю, закувыркался и разбился. Моторы улетели в овраг, где пролежали до 1960-х годов, пока военные их оттуда не утащили. Судьба авиаторов неизвестна. Вторая история – женщины во время войны увидели, как пара «мессершмиттов» сбила наш бомбардировщик, из которого выпрыгнули три летчика. Одного из парашютистов атаковал немецкий истребитель и отстрелил ему ногу. Подъехала машина, раненого положили на носилки, а одна из женщин принесла ногу в зеленом носке и в ботинке и положила рядом. И третья история – в д. Слобода лежал большой фрагмент самолета, хотя поначалу многие принимали его за какую-то сельхоззапчасть. И еще – мой отец учился в школе и говорил, что наблюдал за учебным боем наших самолетов над селом Архангельское: никто не хотел уступать, авиамашины столкнулись, развалились в воздухе, шасси рухнуло на школу и отбило угол здания.

Мы тем временем отправляемся в село Лужны, там живет библиотекарь-краевед Татьяна Тимощенко. Уж она-то наверняка что-то слышала про летчика Михаила Орлова или тех, кто его спас, рассчитывали мы.

_L9A5391.JPG

_L9A5335.JPG

Храм в селе Лужны – очевидец страшных событий «сороковых, роковых»

_L9A5371.JPG

Татьяна Тимощенко.JPG

– Я много знаю как раз про уроженца деревни Пишкова Слобода Георгия Куракова – известного летчика Первой мировой и Гражданской войн, а вот про Орлова, увы, – вздыхает Татьяна Владимировна. – Про авиацию в «сороковые, роковые» слышала от бабушки только курьезную историю. У нас в школе во время войны размещался госпиталь, там работали санитарками две женщины. К одной из них прилетели летчики. Любовь! А потом стали взлетать, зацепились за липу и рухнули. Вот и все, что знаю. А Лебедевых у нас тут в округе очень много было, но родня ли они тому Н.А. Лебедеву? Пишкова Слобода от нас километрах в пяти.

Вот только эти самые километры преодолеть мы не смогли. После обильных дождей дорога превратилась в кашу, наш внедорожник стал съезжать куда-то в сторону, а это привело бы к скатыванию в жижу и поиску трактора… Зато нам подсказали контакты чернского любителя авиаистории Романа Денисова. К нему и поехали.

Роман Денисов.JPG

– Эх, ребята, раньше вам надо было такие истории собирать, сейчас очевидцев-то почти не осталось, – говорит Роман. – Надо сказать, сбивали тут не только наши самолеты. У деревни Медвежка зенитчики уничтожили немецкий самолет. Причем у нас стояло несколько зенитных позиций, поэтому вспыхнул спор, кто именно попал. Каждый же хочет себя победителем чувствовать. Самолет воткнулся в землю, из экипажа выжил только один человек. Он – цел и невредим – убежал! Преследовали беглеца на машине, но поймали или нет, никто уж не помнит теперь. А трупы закопали в овраге. Очевидцы вспоминали, что на форме очень много наград у них было понавешано. А вот про Орлова затрудняюсь что-либо сказать.

_L9A5402.JPG

В Чернском краеведческом музее хранятся экспонаты, связанные с авиацией, но имеют ли они отношение к экипажу Михаила Орлова?

Сергей МИТРОФАНОВ

Сергей КИРЕЕВ

Тех, кто может что-то рассказать о спасении в Чернском районе летчика Михаила Орлова, его родственники просят написать по адресу migara2@yandex.ru или позвонить по телефону 8(921)8755102. Мы намерены все-таки добраться до деревни Пишкова Слобода, чтобы узнать новые подробности истории 1941 года.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий