Прививаться или не прививаться, вот в чем вопрос
- 12:15 06 июля 2021
Если раньше, встречаясь, люди задавали друг другу вопросы о работе, семье или самочувствии, то теперь в первую очередь интересуются: «А вы уже сделали прививку»? Тема вакцинации от коронавируса в последние месяцы доминирует на всех информационных ресурсах и в соцсетях. Не смогли обойти ее стороной и «Тульские известия». Впервые мы собрали заседание дискуссионного клуба, на которое пригласили специалистов – врачей и сотрудников Роспотребнадзора, тех, кто уже встречался с коронавирусом и готов рассказать о последствиях этой встречи, а также тех, кто, начитавшись различной информации в Глобальной сети, все еще медлит и не отправляется в пункт вакцинации. Мы не ставили себе задачу выступить в роли судьи и объявить, кто прав, а кто – нет. Мы понимаем, что чаще всего причина страхов – дефицит качественных и проверенных данных. С этим дефицитом мы и боремся.
Первый вопрос, который мы задали собравшимся: «А почему не прививаетесь вы?»
Елена Конюхова, представитель российских студенческих отрядов:
Я не ярый антипрививочник. Мы работаем с молодежью, и, скорее всего, рано или поздно прививку сделать придется. Многие мои знакомые уже вакцинировались. Не очень хорошо себя чувствовали сразу после укола, но сейчас говорят, что рады, что все же сделали его. Другие ждут, пока им скажут: «Пора!».
Павел Чесалин, тульский фотограф:
Я уже записывался на прививку, но из-за смены работы прийти в пункт вакцинации и не смог. Потом решил, что привьюсь ближе к осени, когда начнется сезон заболеваемости. Кто мог подумать, что он начнется уже сейчас.
Ильмира Галимова, студентка:
Я еще училась в школе, была эпидемия гриппа, и мы все дружно сделали прививку. Потом так же дружно заболели. Помню, что долго держалась температура, я не могла встать с кровати. Вот эти детские переживания заставляют меня медлить сейчас.
Ангелина Гармаш, студентка:
Я волнуюсь, как отреагирует организм на введение вакцины.
– Прививка пугает, а коронавирус не пугает?
Юрий Щукин, бывший пациент ковид-госпиталя:
О своей встрече с коронавирусом могу рассказать я. Произошла она несколько месяцев назад – в декабре. Неделю лечился дома, но 31-го пришлось вызвать скорую и отправиться в госпиталь. А первого января уже была остановка дыхания: из одной стадии в другую болезнь перешла всего за несколько часов.
Я, наверное, и не почувствовал бы то, как прекратил дышать. Просто заснул и не проснулся. Спасло то, что медики круглосуточно следят за нами, проверяют уровень насыщения крови кислородом. В три часа ночи они прибежали в мою палату, положили на каталку…
А дальше были две недели в реанимации на аппарате ИВЛ. Самостоятельно дышать к тому моменту я не мог. Проходит день- другой- третий, пятый специалисты – реаниматологи рядом, делают все возможное... Они вытащили меня с того света, я выкарабкался. Большое спасибо врачам, в нашей медицине работают действительно замечательные люди.
После реанимации два месяца провел в больнице, еще два приходил в себя дома. Долго учился дышать, ходить, прежде чем вернулся к более или менее нормальной жизни.
Алексей Никифоров, главный врач Суворовской межрайонной КДЦ, кандидат медицинских наук:
– Мой стаж врача–реаниматолога – 20 с лишним лет. Я был уверен, что меня напугать уже нечем. Но такого, с чем я столкнулся в мае прошлого года в «красной зоне», не видел нигде и никогда. Это очень коварная болезнь: врачи могут вовремя дать кислород, сменить несколько видов терапии, но если сам организм справиться не в состоянии – мы бессильны. Причем неважно, какой организм – молодой или старый. Если в начале пандемии вирус «бил» по пожилым людям с многочисленными сопутствующими заболеваниями, то сегодня тяжело переносит заболевание молодежь.
– Сейчас ситуация хуже?
Алексей Никифоров: Идет третья волна, экспоненциальный рост. Если раньше больной заражал от четырех до восьми людей, то сейчас значительно больше…
– И при этом не все даже маски носят…
Ольга Горохова, заместитель начальника отдела эпидназдора регионального управления Роспотребнадзора: Только за неделю сотрудники правоохранительных органов составили порядка двух тысяч протоколов за нарушение масочного режима.
При этом хотелось бы напомнить, что механизм передачи вируса – воздушно-капельный. А маска – механическая защита. И носить ее нужно правильно, чтобы защищала органы дыхания и прилегала к лицу.
– А торговые центры в связи с чем закрывали?
– Выявлялись нарушения мер, препятствующих распространению коронавируса. В первую очередь, речь идет о несоблюдении социальной дистанции. Второе – нарушение масочного режима. Причем как покупателями, так и продавцами. Третье – отсутствие текущей дезинфекции или обеззараживания воздуха при помощи бактерицидных облучателей.
Еще один важный момент – недопущение больных сотрудников до работы. Для этого необходимо проводить термометрию, то есть измерять людям температуру.
Составлялись административные протоколы и материалы передавались в суд. Только там может приниматься постановление о закрытии.
– Вместе с ростом заболеваемости, растут ли темпы иммунизации в нашем регионе?
Ольга Горохова:
– Безусловно сыграло роль постановление об обязательной вакцинации для групп риска. Но не только это. Долгое время люди надеялись, что расти заболеваемость не будет. И многие скептики, вероятно, решили, что их коронавирус вовсе не коснется. Поэтому и прививку можно не делать. Но рост пошел. Но появились новые, более агрессивные штаммы – которые быстрее распространяются и наносят больший вред. И люди вспомнили о том, что коронавирус – действительно страшное заболевание и захотели сделать прививку.
Ильмира Галимова: А если я захочу привиться после 15 июля, это можно будет сделать?
Ольга Горохова: Конечно. До этой даты должны привиться первым компонентом представители групп высокого риска. Причем не все тотально, а не менее 60 процентов численности от контингента. После 15 июля вакцинация будет продолжена для всех желающих.
– Многие рассуждают так: «Пусть те, кто хочет, прививаются. За их счет сформируется коллективный иммунитет. А я отсижусь в уголочке, и меня это все не затронет». Имеет ли право на существование такая позиция?
Ольга Горохова: Коллективный иммунитет поможет побороть групповую заболеваемость в коллективе. Ее не будет. Но заносы инфекции по-прежнему останутся вероятными. В этом случае 60 процентов привитых не заболеют, чего нельзя сказать об оставшихся сорока процентах.
– По сарафанному радио передаются истории о тех, кто сделал прививку, а потом слег с коронавирусом…
Алексей Никифоров: Ни одна прививка не способна спровоцировать заболевание. Исключение составляет лишь живая полиомиелитная вакцина: один случай на миллион. Почему люди заболевают? Вполне вероятно, что прививку сделали поздно или незадолго до не контактировали с больными. Например, в школу пришел кто-то инфицированный, возможно, даже еще не зная об этом. Именно в это время весь класс идет вакцинироваться. На следующие день идет реализация инкубационного процесса – все заболевают.
Сейчас же ситуация доходит до крайностей. Сделал человек прививку, вышел на улицу, его сбила машина. Отчего? От вакцины, конечно.
Или еще случай. Молодой парень сделал прививку, а через неделю попал в реанимацию. Начинаем выяснять. Оказывается, у парня был диабет первого типа. Всю эту неделю он не использовал инсулин, а алкоголь наоборот употреблял. В этом случае тоже вакцинация виновата?
Елена Конюхова: В будущем мне хочется быть мамой здоровых детей. А в интернете пишут о том, что какое-то время после вакцинации нельзя планировать беременность …
Алексей Никифоров: Ни одна прививка не имеет побочных эффектов. Более того, вакцинация – это единственный способ борьбы с инфекцией. Это не антибиотики или химия, а просто трансляция информации иммунной системе.
Попадая в кровь, вакцина не проходит через мембрану клетки, не внедряется в ее биохимию, не меняет ее. Живых вакцин, вызывающих мини-болезнь, сейчас практически нет. Если вы переживаете, что после прививки поднимется температура, выпейте на ночь жаропонижающее.
– А какую из трех отечественных прививок выбрать?
Алексей Никифоров: Ту, которая доступнее. Потому что, чем раньше вакцинируетесь, тем раньше организм начнет получать защитный иммунитет.
Все три вакцины прошли испытания, одобрены и разрешены. Доказанная эффективность есть у «Гам – КОВИД – Вака» («Спутник V»). Подтверждением этого стала соответствующая публикация в одном из самых авторитетных международных медицинских журналов «Ланцет». Это векторная вакцина – технология, использующаяся в том числе в оборонной промышленности для того, чтобы противостоять бактериологическому оружию, если оно вдруг будет применено. Причем разработана она так, чтобы вакцина могла быть создана в кратчайшие сроки и защитить тех, кто окажется в очаге.
Ангелина Гармаш: Может ли возникнуть аллергия на прививку?
Алексей Никифоров: Самое опасное последствие, которое встречается крайне редко – анафилактический шок. В медицинских условиях он лечится уколом адреналина. Это позволит в дальнейшем транспортировать пациента в медучреждение. У врачей в прививочных кабинетах есть обязательная противошоковая аптечка. Если у вас не было реакции на первый компонент, то и второй пройдет хорошо.
– Алексей Викторович, а к вам в больницу поступали люди с осложнениями после прививок?
Алексей Никифоров: За 20 лет я такого не видел ни разу.
– Многие обращаются за разъяснениями к знакомым медикам, но те не всегда агитируют за прививки. Почему так происходит?
Юрий Щукин: На самом деле – выбор простой. Либо подстраховать себя и окружающих, либо риск и реанимация. Порой молодость и сила – лишь иллюзия. Кому-то, конечно, везет. Но не факт, что повезет вам и вашим близким…
– Ольга Николаевна, если представить, что план по вакцинации выполнен, сможем ли мы сразу отказаться от масок?
– Сегодня носить маски мы рекомендуем даже привитым. Человек может сам не болеть, но быть бессимптомным носителем.
Мы будем носить маски до тех пор, пока регистрируется высокий уровень заболеваемости. Что будет дальше – покажет время…
Блиц от Алексея Никифорова:
(на подложку)
– Цель вакцинации – уничтожение человечества?
Уничтожать людей абиологично. В мире решаются вопросы о покорении космоса, а не об уничтожении расы.
– Может ли прививка от коронавируса в долговременной перспективе спровоцировать онкологию?
Нет, однозначно.
– То, что прививка была сделана быстро, могло повлиять на ее качество?
Нет. Цель разработки прививок – как раз оперативный ответ пандемии. Инфекция распространяется, и ей нужно срочно дать отпор.
– Прививка влияет на способность к деторождению?
Это исключено.
– Прививка содержит вредные вещества?
Нет.
– После прививок есть риск развития тромбоза?
Нет. Прививка не повреждает клетку, значит, и тромбоза быть не может.