Культура
10:18, 01 июля 2020
Древнерусская «шотландка»
На вопрос о самой древней из известных юбок в клетку большинство, не задумываясь, ответят: «килт». И промахнутся веков примерно на семь.
Если первое упоминание о килте как предмете одежды шотландских горцев датируется XVI веком, то еще с IX века на Руси известна понёва. А в Тульской губернии этот элемент древнерусской одежды вышел из употребления всего-то столетие назад.
И именно традиционная древнерусская понёва принесла с собой моду на клетку. Когда-то она была самой распространенной крестьянской женской одеждой на Руси, а сегодня понёву и ее весьма занятную историю хранят лишь немногие музеи. В один из них – Богородицкий дворец-музей в бывшей усадьбе графов Бобринских и отправимся. А нашим гидом станет заведующая культурно-образовательным отделом музея Ольга Перова.
- Что означает или могло означать слово «понёва»?
- В древнерусских памятниках письменности это слово встречается в значении «полотнище ткани», у южных славян – это покрывало, одеяло. Ряд экспертов считают, что название произошло от слова «понять» в значении «обнять». Все эти версии в некотором смысле родственны, и вернее всего будет озвучивать их вместе.
- Сколько веков понёве?
- Первое упоминание ее в истории встречается в те времена, когда не произошло еще разделение славян на южных, западных и восточных. Позже этот предмет одежды упоминается в источниках периода нашествия на Русь монголо-татар. Исследователи называют в качестве предполагаемых временных границ широкого распространения понёвы IX-XII века.
- Уместно ли сравнение понёвы с шотландским килтом?
- Вы удивитесь, но – да, вполне. Общность есть. Как по шотландскому килту можно определить клан, к которому принадлежит его носитель, так и по цвету, размеру, и другим особенностям клетки понёвы можно узнать уезд или губернию, откуда родом крестьянка.
- Понёва была самой распространенной поясной женской одеждой в России. Почему же она не стала национальным символом?
- Всему причиной сарафан. Хоть он и моложе на целых 6 веков, и присутствовал изначально лишь в центральных губерниях и на севере России, его отличала важная особенность: сарафан был гораздо богаче декорирован. Тут и яркие ткани, и всевозможные виды отделки, даже золотное шитье, и жемчуг, которых не встретишь в понёвном комплексе. Из-за широких возможностей украсить эту одежду в соответствии с достатком владелицы, сарафан стали носить не только крестьянки, но и горожанки, купчихи, боярыни. Придворные дамы с начала XIX века имели в своем гардеробе хотя бы одно платье, стилистически очень похожее на сарафан. Да что там, мы же до сих пор повсеместно шьем сарафаны к лету. Этот вид одежды больше приспособлен к смене эпох и причудам моды.
А вот понёва была в большей степени «рабочей», практичной одеждой. Горожанки понёв не носили. А если хотели указать барышне на ее крестьянское происхождение, так даже дразнили понёвницей…
А вопрос о национальном костюме в России до сих пор открыт. Так что, у понёвы еще есть шанс.
- Когда эта одежда исчезла из обихода?
- Еще в 20-ые годы ХХ века наша губерния оставалась весьма патриархальной. К примеру, в Богородицком уезде в те поры немолодые крестьянки понёву еще носили, а вот молодое поколение уже смотрело на нее косо, и с начала 30-ых годов она была окончательно вытеснена платьем и традиционной юбкой. Да и домотканые вещи стремительно исчезали из использования в те годы, даже на селе начинали одеваться в покупные ткани.
- Получается, сейчас уже нет шанса найти настоящую понёву где-нибудь в глухой деревне, в прабабушкином сундучке?
- Единичные экземпляры, думаю, найти еще можно. Понёва изнашивается куда меньше, чем рубаха или фартук-«занавеска», составлявшие с ней комплекс. Но скорее это вопрос удачи.
- Как научиться «читать» понёву?
- В первую очередь, понёвы отличаются цветом: от глубокого синего и черного до темно-красного. Самыми распространенными в наших местах были темно-синие – это наследие вятичей. Черный цвет принесли в Тульскую губернию племена, обитавшие севернее Рязани. А красные понёвы пришли из праздничного венчального комплекса западных регионов.
Клетка в Тульской губернии встречалась и крупная, но мелкая была более в ходу. Исследователи считают, что количество клеток на понёве тоже значимо. По одним данным, мелкую клетку носили молодухи, крупную – женщины в возрасте. По другим – число клеток могло рассказать о семейном положении крестьянки. Впрочем, документально эти сведения не подтверждены. А со второй половины XIX века исследователи отмечают, что размер, а соответственно, и количество клеток становятся характерным признаком той или иной местности, понёвы нередко передаются по наследству.
- Как и из чего их шили?
- Из домотканого полотна, используя для него чесаную овечью шерсть. Допускалась и полушерстяная ткань, в этом случае основу составляла конопляная нить. Глухая понёва состоит из трех основных полотнищ, соединенных между собой, и четвертого – тонкой фабричной однотонной ткани, под фартуком она не видна. Бытовали и распашные – из трех полотнищ, но в наших краях встречались редко.
Декорирование говорило о материальном положении и статусе женщины, богато украшенный низ – о праздничности. В первый год замужества позволялось носить понёву, украшенную позументом, блестками и использовать в декорировании подола красный цвет. Нити для украшения покупались, а вышивка выполнялась не по канве, а с подсчетом нитей в переплетении. Чтобы рисунок не сбился, требовалось и отменное зрение, и опытная рука.
- Как правильно носить понёву?
- В разных губерниях – по-разному. «С бочком» носили на юге, например, в Воронеже, и даже украшали боковое полотнище. В Московской губернии принято было носить понёву ниже талии. А у нас полотнище впереди подтыкалось за пояс, при этом сзади образовывался специфический залом. Объясняется эта манера, в первую очередь, тем, что изначально понёвы были распашными, и чтобы работать, необходимо было подоткнуть разлетающиеся края. А впоследствии такая «мода» позволяла невзначай продемонстрировать белизну нижней рубахи.
- На Руси практически любой предмет одежды был связан с поверьем. А что символизировала понёва?
- Это, пожалуй, самая интересная часть истории. До 15-16 лет девицы носили только длинную подпоясанную рубаху. А достигнув возраста «на выданье», в день именин в присутствии родных совершали любопытный обряд.
Именинница становилась на лавку. Ее мать и крестная, держа на весу открытую понёву, ходили вокруг, приговаривая: «Скачи, дитятко, скачи милое!» Уговаривали долго, девица же сурово отвечала: «Хочу – скачу, хочу – не скачу!» Но вот наступал момент, когда она, уступая, спрыгивала с лавки прямо в понёву. Да и как не скакнуть? Таким образом девушка объявляла себя невестой. Есть основания полагать, что именно отсюда и пошло выражение «выскочить замуж».
Ирина Мельханова
Фото Богородицкого дворца-музея
Ранее на тему
13 июня, 16:04
04 июня, 14:23
25 мая, 21:22
20 мая, 08:55