Культура

12:20, 06 февраля 2018

Ожившие видения Босха

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Почетный профессор кошмаров – такое звание придумали больше половины тысячелетия назад живописцы Средневековья своему коллеге – Иерониму Босху. Созерцая полотна, воплотившие его фантазии, поневоле задумаешься: откуда брал художник эти образы?..

В Туле в Likerka Loft открылась мультимедийная выставка «Босх. Ожившие видения». Выставочный проект разработан московской компанией ARTPLAY MEDIA, которая уже размещала в Туле мультимедийную программу «Великие модернисты. От Моне до Малевича» в актуальном медиаформате. Технологии, которые применяются при создании выставок, включают в себя многоканальную анимационную графику, использование десятков современных проекторов самого высокого разрешения, гигантские экраны и объемный звук.
Здесь нет магического влияния подлинника, которое так притягивает, но подобная интерактивная выставка – требование времени. Недаром же сегодня критики, искусствоведы вменяют в вину людям разных поколений, что у них сформировалось клиповое восприятие – привычка к мельканию кадров. Увы, даже фильмы из классики мирового кинематографа не всегда хватает терпения досмотреть до конца: уж слишком там много длиннот для современного зрителя.
Когда в темном зале проплывают мимо на огромных – во всю стену – экранах произведения Босха, понимаешь, почему его считают одним из самых загадочных художников всех времен и народов.
И можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир, в котором, по замечанию историка искусств Льва Любимова, «мерзость сочетается с мерзостью, и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной… – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!..».
Так получилось, что собеседниками на открытии выставки «Ожившие видения» стали сотрудники выставочного зала в Likerka Loft Анастасия Кравченко и Александр Горбанев, несколько зрителей и – великие люди разных эпох, чьи высказывания о Босхе вспыхивали в темноте.
«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!» – написал соплеменник и современник Босха Карл ван Мандер в своей книге «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев».
– Я считаю тематику этих картин актуальной: на первый взгляд, здесь все на религиозную тему – описание пороков человеческих.
– А куда от них уйти? И конечно, все современно: вот уже 2018 лет десять заповедей актуальны для всех, для каждого – как и семь грехов. И хоть наши современники смотрят на эти произведения уже не сквозь призму религиозного восприятия, страсти обуревают их, как и тех, кто жил полтысячелетия назад, и все это будет актуально еще через века.
– Босх – человек-загадка, художник-тайна, в его произведениях столько символизма! Каждый элемент что-то значит, и вместе они содержат некое зашифрованное послание из прошлых веков – к потомкам. К примеру, в символике художника символ мудрости сова олицетворяет порок. И когда на полотнах сова выглядывает из дупла, она словно следит за каждым, готовая обличить…
«Чем была бы наша земная жизнь, и вообще – стоило бы назвать ее жизнью, если бы лишена была наслаждений? Вы рукоплещете? Я так и знал, что никто из вас не настолько мудр – или лучше сказать, не настолько глуп? – нет, именно не настолько мудр, чтобы не согласиться с моим мнением…». Эразм Роттердамский. «Похвала глупости», 1509 год.
– Когда смотришь какие-то картины в интернете, увеличиваешь их, приближаешь, а здесь все уже сделано – какие-то детали вдруг растут в размерах, надвигаясь на тебя. И в этом таится подсказка для зрителя: ведь проект выполнен при участии про­фес­сио­наль­ных искусствоведов. Погрузиться в атмосферу помогает не только проплывающее мимо полотно, но и звук – музыка подобрана гениально, она словно вводит в транс.
– Молодежь сегодня не очень любит посещать музеи, где все статично, а здесь – современный вариант, словно фильм о творчестве художника.
– На предыдущую выставку «Великие модернисты» приходили многие мои знакомые, и большинство из них не были сведущи в искусстве, не особо разбирались – ну, знали, что в Лувре висит «Мона Лиза», и не более. А после посещения интерактивной экспозиции «От Моне до Малевича» появился интерес, приходили снова и снова. И, как отмечали, по-новому стали смотреть на представленное здесь, словно заново открывали для себя.
– Хочется разгадывать эти загадки, прописанные художником, особенно когда некие мелкие детали увеличиваются, словно акцентируя внимание.
И каждый разгадывает по-своему – исходя из того, что присутствует у него в душе.
– И наследие Босха, и его жизнь полны загадок: этот художник считается автором более 30 картин, но им подписаны только семь, причем ни у одной работы нет названия, присвоенного самим мастером. Одни его считают сюрреалистом, другие утверждают, что в его произведениях зашифрованы секреты алхимиков, астрологов и колдунов эпохи Средневековья. А еще всех занимает тот факт, что, когда по истечении времени могилу Иеронима Босха вскрыли, она оказалась пустой…
«Существует некая духовная точка, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее выражены невыразимо и уже не воспринимаются как понятия противоречивые…». Андре Бретон, 1950 год.
– Есть зрители, которые, видя произведения Босха, говорят: «Меня это оскорбляет». Что поделаешь – пуританство никто не отменял. И мы собираемся организовать лекцию о жизни и творчестве, чтобы искусствовед объяснил смысл картин художника, их символизм, справедливость изображаемого – применительно к каждому из нас. Уже провели опрос, спрашивая – нужно ли ее организовать? Нашлось немало желающих присутствовать, и подобная готовность к духовному обогащению, к познанию нового радует: ведь у нашего зала в основном образовательная функция…
Тула – второй город после Москвы, где экспонируются эти выставки: сказывается близость столицы. Выставка «Босх. Ожившие видения» продлится до мая, в планах сотрудников выставочного зала Likerka Loft – новые проекты.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий