Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 21 Мая 2018

Живу везде – сейчас, к примеру, в Туле

Живу везде – сейчас, к примеру, в Туле
27 Янв 2018 00:00 / Культура
Юлия МОСЬКИНА

На здании ДК «Туламашзавод» появилась мемориальная доска Владимиру Высоцкому. О том, что связывает знаменитого барда с нашим регионом, корреспондент «ТИ» спросил председателя тульского клуба его поклонников «­Горизонт» Владимира Щербакова.

Ефремов – город и режиссер
В апреле 1966 года Высоцкий в составе труппы театра на Таганке приехал с гастролями в Тулу. Он выступал на сцене ДК «Туламашзавод», который, впрочем, тогда еще носил название ДК ТОЗ.
– На гастроли, которые длились с 23 по 26 апреля, театр привез два спектакля, одним из которых была его коронная постановка «Добрый человек из Сезуана», – рассказывает Владимир Щербаков. – Именно в нем играл Высоцкий – небольшую роль мужа. Ведущим актером театра он сделался несколько позже. Эстетика спектакля оказалась необычной: не было костюмов или декораций в привычном понимании. Наверное, поэтому туляки «встретили» артистов полупустым залом. Актер Анатолий Васильев потом вспоминал, что после антракта народу в зале еще поубавилось: на своих местах осталась лишь треть зрителей. «Мы, знаменитые на весь мир, поехали в Тулу и провалились», – писал он в своих воспоминаниях.
Высоцкий бывал в нашем городе нечасто. Так что строки из его песни: «Живу везде – сейчас, к примеру, в Туле», скорее всего, художественное преувеличение, ну или отражение свободолюбивого характера.
– С другой стороны, эта песня написана в 1978 году, а накануне, в сентябре 1977-го, он прилетал сюда, чтобы навестить в Тульской областной больнице близкого друга – актера МХАТа Всеволода Абдулова. Тот угодил в аварию недалеко от Ефремова.
Спустя буквально несколько дней после этой второй свой поездки в Тулу Высоцкий выступал на юбилее у Олега Ефремова, где исполнил песню-посвящение с такими строчками:

Здесь режиссер в актере умирает,
Но – вот вам парадокс и перегиб.
Абдулов Сева – Севу каждый знает –
В Ефремове чуть было не погиб...

Знаток творчества Высоцкого Владимир Щербаков поясняет: случившая в Тульской области трагедия позволила автору красиво сыграть словами. Непринужденно упомянутое название города на самом деле связано с фамилией режиссера МХАТа, у которого работал, но не получал достойных ролей Абдулов.

«Париж хуже Тулы»
– Незадолго до своей смерти Высоцкий побывал на Куликовом поле, – рассказывает Щербаков. – Он тогда завел дружбу с космонавтами, его даже приглашали на прямой эфир в Звездный городок, но что-то не заладилось. А в июле 1980 года в составе делегации из космонавтов, спортсменов, артистов и художников он приехал на наше ратное поле. Он планировал принять уча­стие в юбилейных торжествах, по­священных 600-летию битвы в сен­тябре... Есть сведения о том, что Высоцкий приезжал в Тулу еще раз, чтобы дать «полуподпольный» концерт в кафе «Мир» – такое было у нас в Заречье, как раз напротив памятника Рудневу. Впрочем, информация эта неподтвержденная. Если удастся найти хотя бы два свидетельства, значит, ей можно верить.
Интересно воспоминание двоюродного брата Высоцкого Павла Леонидова. В одной из своей книг он приводит слова поэта: «Париж – провинция похуже Тулы». Впрочем, если подумать, гордиться тут особо нечем.
Несколько строк посвятил Владимир Семенович нашему земляку шахматисту Анатолию Карпову. С июля по октябрь 1978 года в Багио между ним и Виктором Корчным проходил матч на первенство мира по шахматам. Борьба была напряженной, но в итоге победу одержал Карпов. Высоцкий высказался на эту тему так:

На Филиппинах бархатный сезон,
Поклонники ушли на джонках в море,
Очухался маленько чемпион,
Про все что надо высказался он
И укатил с почетом в санаторий.

Работая над собранием сочинений Высоцкого, Щербаков побывал в гостях у отца артиста. Тот описывал впечатления сына от экскурсии на оружейный завод: сын восхищался – дескать, какие красивые ружья делают в Туле.
При этом известно, что друг Высоцкого актер Игорь Пушкарев в 1970-е годы работал режиссером документального кино. Ему заказали фильм об оружейном заводе. Тот первым делом решил украсить ленту песней и обратился к Владимиру Семеновичу. А Высоцкий отказал: «Игорь, с удовольствием бы, но знаешь, я сейчас сплю по два часа в сутки – утром репетиции, потом запись на радио, телевидении, концерт…»

Маленькие сенсации
С тех самых пор, когда 30 лет назад организовал в Туле клуб любителей творчества барда «Горизонт», Щербаков мечтал о двух вещах: открыть мемориальную доску и выпустить полное собрание сочинений Владимира Семеновича. Мечты со временем обратились целями, а их, как известно, воплощать гораздо легче.
Первая книга пятитомника увидела свет в 1994 году. Работа над каждой последующей длилась год. Так появилось самое подробное в России издание творчества барда. В него вошли не только известные и малоизвестные стихотворные тексты, но и варианты, наброски, записки на полях, проза, письма и дневниковые записи, рисунки.
– Треть каждого тома – это вещи, которые не публиковались ранее, – признается Щербаков. – Проза также впервые издавалась в таком объеме. Я был поражен тем, как старательно он работал над словом, переписывая бесчисленное множество раз, создавая вариации. Кто научил его этому? Увидеть эту внутреннюю «кухню» было чем-то совершенно отличным от прослушивания готового, уже отшлифованного произведения. Некоторые вещи он писал по заказу, и удивляет, как умел заразиться чужой идеей. Так, получив предложение написать, как бы сейчас сказали, «саундтрек» к киноленте «Бегство мистера Мак-Кинли», Высоцкий «выдал на-гора» девять баллад. Самая известная из которых – «Баллада об уходе в рай»…
Не менее удивительно, что ранее неизвестные рукописи все еще продолжают «всплывать». Источников много, это и частные архивы, и «крохи» личного архива барда, который был вывезен за границу Мариной Влади и там утерян. Кроме того, есть множество стихов, которые бард не спел. Или исполнил их всего единожды и был по счастливой случайности записан на диктофон поклонником из зала. Теперь, кем-то обнаруженные и оцифрованные, они становятся для поклонников поэта маленькой сенсацией. Такова история сатирического стихотворения «День без единой смерти» и последней песни мастера «Шел я, брел я», исполненной на концерте в июле 1980 года.

Читайте также

Сказки Бажова в лицах
19 Май 2018 00:00 / Культура
Кукла не может менять выражение лица в зависимости от текста, который она якобы произносит. И потому успех спектакля зависит от работы художника, который сможет создать персонаж таким, чтобы ему поверил зритель. Читать »
Культуры единый язык
17 Май 2018 14:43 / Культура
Яркие костюмы, самобытные народные промыслы, ароматная на­цио­наль­ная кухня, а еще – работа дискуссионных секций, на которых обсуждали, какими станут музеи и целые города в будущем, как начнет развиваться волонтерство в сфере культуры и многое другое. Так начался молодежный культурный форум государств – участников СНГ «Содружество, устремленное в будущее: культура, традиции, современность». Читать »
От Алисы  до Веревкина
12 Май 2018 00:00 / Культура
«Некогда наш Веревкин был центром небольшого княжества, за которое боролись могучие соседи – рязанцы и туляки. Городище и сегодня можно различить за взорванным в тридцатые годы собором. Его взрывали, но не до конца, динамит кончился. За перерасход динамита, говорят, репрессировали командование саперной дивизии. Все может быть – времена стояли морозные…» Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 


Предпочтительный формат



da300x250_v5.png

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»  

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter




банер открытые данные вниз.jpg