Экономика

14:01, 17 апреля 2019

Профессия начинается со школы

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Сегодняшние реалии таковы, что ведущие предприятия области испытывают серьезные кадровые проблемы. На многих из них не хватает и рабочих, и инженеров. И это при том, что в Тульской области действуют сильнейшие учебные заведения. Чего же не хватает образовательным программам, чтобы выпускать достойных специалистов? Как заинтересовать нынешних школьников точными науками и работой в регионе?

На эти и другие вопросы искали ответы руководители колледжей, техникумов и вузов, собравшиеся в Новомосковске за круглым столом вместе с представителями промышленных предприятий.
– На­цио­наль­ный проект «Образование» ставит задачи модернизации про­фес­сио­наль­ного образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких программ обучения во всех колледжах и техникумах страны к 2024 году, – отметила министр образования Тульской области Алевтина Шевелева.
Решить этот вопрос в одиночку, без участия работодателей невозможно. Именно поэтому в нашем регионе внедряется так называемый дуальный подход, при котором взаимодействуют два равноправных начала: теоретическое обучение в учреждениях профобразования и практическая подготовка на базе современных промышленных производств.
– Каждый год в области формируется перечень наиболее популярных и востребованных профессий, – пояснила Алевтина Шевелева. – В его основе лежит ре­гио­наль­ный прогноз потребности в кадрах и анализ запросов работодателей. На основе этих данных в колледжах и техникумах распределяются бюджетные места, открываются новые перспективные направления, которые будут востребованы уже в ближайшем будущем, – «Аддитивные технологии», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Технология производства изделий из полимерных композитов». Таким образом, тульские педагоги и преподаватели действуют на опережение. Мы просим работодателей оценивать свои перспективы на ближайшие годы и формировать потребность в нужных специалистах.
На сегодняшний день областное правительство заключило соглашения с представителями предприятий и образовательных учреждений по шести отраслям: машиностроению, химии, металлургии, легкой, газовой, целлюлозно-бумажной. В этих документах не закрепляется прямая обязанность принимать в штат конкретного выпускника, а молодые специалисты остаются свободны в выборе места будущей работы. В чем же тогда цель сотрудничества? В том, чтобы иметь возможность влиять на образовательные программы колледжей и техникумов, внося коррективы в соответствии с потребностями каждого из них.
Если руководители предприятий будут участвовать в аттестации выпускников, то получат отличную возможность понять, как и чему учат их потенциальных сотрудников, смогут познакомиться с ребятами, пригласить на практику наиболее интересных, заинтересовать получением именной стипендии.
– Форм взаимодействий и поощрений может быть множество, – считает Алевтина Шевелева.
О своем видении кадровой проблемы рассказал директор Новомосковского института РХТУ им. Д. И. Менделеева Владимир Первухин:
– Вакансий химиков по всей области открыты десятки, а бюджетный набор на эту специальность составляет всего 16 человек в год. Институт претендует на увеличение этой квоты. К тому же в этом году НИ РХТУ впервые открывает магистратуру по специальности «химия».
Однако, как показывает практика, школьники не проявляют особого интереса к точным наукам. Судя по числу сдающих ЕГЭ по химии – это далеко не самый популярный экзамен.
Коллеге вторила и директор ООО «Аэрозоль Новомосковск» Елена Поповкина:
– Если ребята и сдают химию, то только для того, чтобы пойти в медицинский…
Ну а говоря о проблеме в общем, она рассказала, что на предприятии сегодня открыто порядка 100 вакансий. В большинстве своем речь идет о высокотехнологичных рабочих местах, которые ждут инженеров, механиков или слесарей высокого уровня подготовки, имеющих знания и навыки, позволяющие работать на самых современных производственных линиях.
Алевтина Шевелева особо отметила, что с будущей профессией нужно знакомить со школьной скамьи. И это уже не долгосрочная перспектива: в нашем регионе активно возрождается институт шефства предприятий над школами. К примеру, активно взаимодействуют КБП и тульский лицей № 2: ребята хорошо знают это предприятие, регулярно бывают там на экскурсиях, знакомятся с мастерами и производством и видят себя будущими инженерами…
Примером отличного взаимодействия является и пример сотрудничества между ООО «Кнауф Гипс Новомосковск» и новомосковской школой № 14. Профориентация школьников начинается на уроках и во внеклассной работе, дети посещают предприятие, знакомятся с его учебной базой, а позже, окончив техникум или вуз, приходят сюда работать.
На сегодняшний день дуальное образование, при котором половина компетенций осваивается непосредственно на практике, внедрено в восьми про­фес­сио­наль­ных образовательных учреждениях, заключено более 2,2 тысячи договоров со студентами, и эта практика будет расширяться.
О своей готовности помогать в решении кадровых вопросов сообщил глава администрации Новомосковска Алексей Бирюлин. Таким образом, вполне реально, что в ближайшем будущем наши выпускники смогут найти достойную работу, а предприятия – нужные кадры.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий