Экономика

00:00, 30 июня 2018

Расширяя границы возможностей

Светлана КУЗНЕЦОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Для любого бизнеса справедлив тезис о том, что нет никаких границ. Нет непреодолимых препятствий и неразрешимых проблем. Они все – только в голове руководителя и сотрудников. На самом деле возможно все. Главное – уметь думать именно о развитии. Идея, мысль, видение новых горизонтов масштабирования – вот отправные точки, с которых начинаются великие проекты. Конечно, дальше будет сложно, трудно. Но это уже типичные бизнес-процессы. Важно их хотя бы запустить. То же самое касается и экспортной деятельности.

Президент поручил
В майском указе 2018 года Президента России Владимира Путина есть поручение, касающееся объема международного экспорта страны: к 2024 году в стоимостном выражении объем несырьевого экспорта должен удвоиться в сравнении с сегодняшними показателями и достичь 250 миллиардов долларов в год.
До 1 октября Правительство РФ должно разработать соответствующий на­цио­наль­ный проект. Отдельное место в нем, среди прочего, будет занимать деятельность Российского экспортного центра (РЭЦ), с которым Тульская область сотрудничает на протяжении длительного времени. Так, еще в июле прошлого года на базе Центра поддержки экспорта при поддержке ре­гио­наль­ного комитета по предпринимательству и потребительскому рынку реализовывалась образовательная программа РЭЦ – цикл семинаров для экспортеров. В нынешнем году образовательный курс продолжится.

Стратегия и совет
Другое направление работы – создание Экспортного совета, который возглавил губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
В состав совета вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти, общественных объединений, институтов развития, ре­гио­наль­ного центра поддержки экспорта, крупных промышленных предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства.
– Работа региона в сфере развития экспортно ориентированных производств дает результат: по итогам 2017 года экспорт наших товаров по стоимости превышает обороты импорта в 3,6 раза. Правительство Тульской области особое внимание уделяет поддержке малого и среднего бизнеса, для которого выход на внешние рынки – это расширение возможностей сбыта и доступ к финансовым и технологическим ресурсам, – отметил заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, выступая на заседании совета в мае нынешнего года.

Что и куда экспортируем
Заместитель председателя правительства региона – министр экономического развития области Григорий Лаврухин подчеркнул, что в 2017 году экспорт увеличился на 31,5% и превысил 3,7 миллиарда долларов США. Предприятия и организации, зарегистрированные в Тульской области, осуществляли торговлю со 136 странами мира. Их количество увеличилось в сравнении с 2016 годом на 12 стран.
Основными торговыми партнерами Тульской области в 2017 году были: Ирак – 16,3% от всего товарооборота региона (за 2016 год – 7,4%), США – 10,3% (9%), Алжир – 9,7% (10,3%), Индия – 6,6% (5,4%), Китай – 5,6% (5%), Германия – 4,6% (4,6%), Украина – 3,9% (4,5%), Беларусь – 3,2% (3,2%), Турция – 2,7% (1,9%), Чехия – 2,7% (1,9%).

Не только товары
Что касается перспективных направлений развития внешнеэкономического сотрудничества, в пример Григорий Лаврухин привел экспорт услуг в сфере образования, здравоохранения и туристической деятельности.
– Особое значение в регионе мы уделяем развитию экспорта туристических услуг. Тульская область входит в топ-10 туристических брендов России (по данным 2016 года). На седьмую позицию вышел гастрономический бренд «тульский пряник». Русские усадьбы региона заняли 15-е место. Гастрономические бренды Тульской земли – 20-е место, – рассказал Григорий Лаврухин.
Вместе с тем, если постоянно не предлагать новые мероприятия, новые жанры, нестандартные идеи продвижения – можно очень быстро найти себя на периферии туристического рынка.

Факторы сдерживания
На периферии рынка не только туристического можно найти себя, если не озадачиваться собственным продвижением и дальнейшим развитием. Что и наблюдается сегодня в ре­гио­наль­ной бизнес-среде, если говорить о направлении внешнеэкономической деятельности.
– Есть следующая статистика: из 55 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области только 300 потенциально заинтересованы в экспортной деятельности. Реальных экспортеров 198, а постоянных – только 100. Это всего лишь 0,2% и в основном – крупные промышленные предприятия. И корень проблемы здесь зачастую в том, что предприниматели даже не думают в сторону экспортной деятельности. Им кажется, что Тула – это их потолок, что дальше предлагать свои товары и услуги, выходить на новые рынки, тем более международные, нет смысла, – такое мнение высказал один из участников Экспортного совета, директор ООО «Байкал Майкрофонс» Павел Баздырев.
То, что экспорт товаров и услуг – это вполне достижимая цель, доказывают история и результаты компании: организованная в 2014 году, сегодня она экспортирует продукцию – микрофоны марки «Союз» – в более чем 20 стран: США, Германию, Японию, Великобританию, Польшу, Чили, Китай и другие.
Опытом внешнеэкономической деятельности Павел поделился с участниками Экспортного совета, а также высказал ряд предложений по развитию ре­гио­наль­ного экспорта.
В настоящее время комплексная система поддержки экспорта предполагает снижение рисков экспортных операций, кредитную и финансовую поддержку экспортно ориентированных производств, включая приобретение иностранных технологий и лицензий, международную сертификацию российской машиностроительной продукции, создание специальных инструментов для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.
Павел Баздырев предлагает широкий спектр мер господдержки дифференцировать в зависимости от экспортного потенциала конкретной компании, объемов и опыта внешней торговли. Эксперт даже разработал некий прототип соответствующей матрицы.
Другое важное направление, по которому господдержка была бы очень кстати, больше консалтинговое. Дело в том, что играют роль не только различия самих производственных отраслей, но и рынков разных стран, менталитета и традиций. Естественным образом они определяют и различия в подходах и методах продвижения компаний.
– Каждая страна – это отдельный маркетинговый кейс. А потому на уровне внешнеэкономической деятельности так важен нетворкинг. Было бы здорово системно группировать потенциальных экспортеров, и для них приглашать консультанта, эксперта, который бы рассказывал, как работают рынки той или иной страны, учил правильному позиционированию своего продукта, грамотному оформлению на выставке, особенностям деловых отношений и так далее, – отметил Павел.

Снова кадры
И конечно, важную роль играет владение иностранным языком. Здесь единого мнения придерживаются и тульские власти, и предприниматели:
– Отдельное направление развития – подготовка кадров в сфере внешнеэкономической деятельности. Важным конкурентным преимуществом является развитие системы образования, подготовки и переподготовки кадров в области торговой политики и международного сотрудничества. Повышение квалификации необходимо как для государственных служащих, так и для представителей экспортно ориентированных организаций, – подчеркнул в своем выступлении на заседании совета Григорий Лаврухин.
Правительство Тульской области планирует максимально продуктивно поддерживать производителей – экспортеров на ре­гио­наль­ном уровне. Предприятиям, готовым наращивать объемы внешней торговли, оказывается всестороннее содействие в развитии экспортной деятельности. Путь не легкий. И времени требуется немало. Но дорогу, как известно, осилит идущий.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий